Мне кажется, с доктором Юрием Шубиком я давно знакома. И знакомство наше состоялось не месяц назад, когда, рассматривая информацию о новом издании двухтомника, посвященного медицинскому экслибрису, нажала на значок «нравится» на странице в социальной сети.
Нравилось, что занятой человек, нашел время и силы не только собрать достаточно большое количество экслибрисов, но и привести их в систему, а , самое главное, довести работу до печати и увидеть результат своего многолетнего труда. Отметив плюсиком старания неизвестного нам человека, мы и забыли о том сразу же. Да мало ли кому мы, то ли вместе, то ли по-очереди «лайки» ставим, но, однако, нам пришло сообщение от автора, что если пришлете адрес, то получите в скором времени так понравившееся вам издание.
Мы были несколько смущены, плюсик то, поставили за старание, а тут приходилось признаваться, что с медицинским экслибрисом, вообще говоря, незнакомы, да , собственно, и не ждем ничего особенного от большого количества работ по этой специфической теме. А вот пообщаться и задать несколько, а то и больше, вопросов, как продвигалась работа над изданием , было интересно.
Мы обменялись несколькими сообщениями. В одном из них, Юрий сообщил, что в его коллекции имеются и пара экслибрисов Федора Молибоженко для ленинградских врачей Вениамина Худолея и Тиграна Джаракьяна, а также указал еще один экслибрис, которого в нашем семейном архиве не было. Вот тут- то я и встрепенулась, что мне энциклопедия медицинского экслибриса, мне нужен был один. Экслибрис работы Федора Молибоженко, которого у нас не было. Страшно было, что переписка может в любой момент прекратиться по разным причинам. Ну , а мне нужно было, чтобы я увидела изображение этого знака, я уже продумывала, что могу предложить взамен, начала перебирать свои немногочисленные экслибрисы по врачебной тематике и огорчалась, понимая, что мне нечем заинтересовать этого доктора. Но изображение было получено, и я могла вздохнуть с облегчением. Даже я видела, что к Федору Молибоженко эта работа отношения не имеет, вернувшийся с рыбалки муж это подтвердил, да и все эксперты-коллекционеры в один голос сообщили, что я напрасно волновалась.
Адрес я все же указала, и через некоторое время получили извещение о прибывших 1,6 кг медицинских экслибрисах. Цифра восхитила, и я тот же час написала сообщение, что тоже хочу порадовать Юрия Викторовича экслибрисами своего супруга, но что же делать?, у него нет экслибрисов на медицинскую тему. Сообщение улетело, а тем временем из ленты новостей узнала, что не одни мы стали счастливыми обладателями двухтомника, другие также желают отблагодарить автора своими экслибрисами и каталогами выставок. Это меня развеселило, так как вспомнилась история, которой со мной поделился Семен Георгиевич Ивенский.
С.Г. рассказывал, что не так давно, выгуливая свою собачку, не удержал ее на поводке, собачка быстро побежала, куда ей было нужно, С.Г. упал, и очень переживал, что мог повредить вставной сустав на ноге. Так как сустав был очень хороший и качественный. Доктор, который делал операцию, оказался очень добросовестным человеком, за что С.Г. подарил ему свою картину. И доктору картина понравилась, очень он остался довольный.
Эту картину, несколько ранее, С.Г. выполнил по заказу одного старого еврея, жившего неподалеку. Заказы бывали чрезвычайно редки, и хоть С.Г. марку держал, и виду не подавал, но в душе был очень рад, что можно сделать работу и получить за нее деньги. Он очень старался. Картина получилась на славу. Пришел заказчик, ему работа понравился и он готов был ее забрать, но С.Г. сказал, что картине нужно еще сохнуть, и приходите через некоторое время, и тогда и заберете готовую работу.
В назначенное время сосед не пришел, С.Г. подождал несколько недель, взял картину под мышку и сам понес картину заказчику. Он вошел в дом , где и узнал, что старого еврея больше нет, он умер около месяца назад. С.Г. очень огорчился и сказал вдове, что он художник, выполнил по заказу ее мужа картину, которую и принес. Вдова взглянула на картину и спросила, а муж расплатился за картину?, С.Г. ответил , что нет, и что надеется получить оплату сейчас, на что вдова сообщила , что ей картина не нужна и платить она не собирается. С.Г. уже и сам об этом догадался, но попытался ее уговорить, что такая хорошая картина и т.д. На что вдова соседа заметила, что тем более, раз картина так хороша, то и незачем волноваться, Вы ее продадите легко и получите свою оплату.
Что ж, С.Г. снова картину под мышку , да и отправился восвояси. Так картина и стояла у него в комнате, и пригодилась , чтобы отблагодарить доктора за хорошо сделанную операцию.
Вспомнив эту историю, предлагать доктору Шубику экслибрисы своего мужа перестала, тем более , что он сообщил, его интересуют исключительно экслибрисы по медицинской теме, а решила познакомиться прежде с книгами.
Первую, небольшую книжку врачебных баек, я отложила сразу. Мне приходилось читать такие юмористические рассказы узкопрофессиональной направленности. Более того, как - то в своей ленте новостей на фейсбуке прочла комментарии врачей по какому-то поводу. Врачи шутили. Было не смешно. Поэтому, чтобы себя раньше времени не огорчать, вдруг бы эти заметки мне не показались приятными, я взяла в руки сразу две книги в общей суперобложке. «Занимательная медицина в картинках для врачей и сочувствующих им граждан. Медицинский экслибрис. Юрий Шубик.» в двух томах и на двух языках. С предисловием самого Бориса Стругацкого. Предисловие было легким и обнадеживающим.
Первый том – это описательная часть коллекции экслибрисов по медицинской теме Юрия Шубика, с занимательными рассказами из истории медицины и графики. Во втором томе воспроизведены 263 экслибриса, которые последовательно иллюстрируют материалы первой книги.
Пишу, что понравилось. Очень приятное первое впечатление - внешнее и на ощупь, шелковистое, гладенькое. Бумага замечательная, качество иллюстраций отменное! Положительно, что экслибрисы в альбоме расположены в порядке, удобном для совместного чтения и рассматривания, не нужно прыгать со страницы на страницу.
Буквально с первых строк почувствовала, что у нас много общего с автором. Даже к экслибрису мы подошли примерно одинаково. Несмотря на то, что изучать экслибрис у каждого из нас предпосылки были давно, у Юрия Викторовича это общение с друзьями – художниками, посещение музеев, в нашей семье два художника-графика, что немало, но должно было пройти время профессионального роста, накопиться какая-то усталость и желание что-то изменить в своей жизни. И должен был какой-то толчок. Для Юрия определяющей стала встреча с увлеченным человеком ленинградским коллекционером и врачом Вениамином Худолеем, я же два года назад побывала в Вологде на конгрессе, где познакомилась с творчеством и судьбой художника Серика Кульмешкенова, и, возвращаясь домой в поезде, читала его эссе об экслибрисе.
Очень понравилось, что, как мне почувствовалось, Юрий Шубик прекрасно разобрался в сути экслибриса и увидел разницу в значении этого термина для библиофила, художника, коллекционера или владельца книжного знака. Приятно было, что при описание изображенного на некоторых экслибрисах, очень деликатно, но четко автор обозначил свою позицию. "Короче, дурдом!" За то короткое время, что я читаю разные статьи об экслибрисах, встретить свое отношение автора к той или иной работе удается нечасто. Народ опасается, как бы его не обвинили, что он не понимает задумки художника, который, якобы, что-то видит и прочее. Иногда причины всеобщей приятности иные. Так удобно всем. И художникам, и коллекционерам, и критикам.
У Юрия Шубика же отношение к работам высказано довольно определенно и понятно, но обязательно с добавлением одного –двух слов, которые вносят добрую нотку. «…многие художники включают в книжный знак не один медицинский символ - иногда, очевидно, для надежности, штук десять».
Нравится, что автор не пытается угодить всем, а высказывает своем мнение и свое видение места и роли маленькой книжной наклейки в истории медицины и отдельно взятых врачей. Несмотря на то, что Юрий скромничает, или, я сказала бы, даже лукавит, неоднократно повторяя, что его труд для непрофессионалов и, что художники обхохочутся, читая его размышления, от рассказа истории происхождения медицинских символов или графических техник остается очень хорошее впечатление. Все понятно. И неважно, кто ты, художник или врач, а, может, просто случайный читатель, который, и слово « экслибрис» встретил впервые. Каждый найдет строчки и иллюстрации, на которых задержит свой взгляд. Все доступно и понятно, грамотно и профессионально. Профессор медицины, врач кардиолог Юрий Шубик верен себе, профессионализм превыше всего! И при анализе графических миниатюр, в том числе. Единственное, что я добавила бы указание года создания, где это возможно, и технику выполнения работ.
С некоторых пор уровень книги я определяю следующим образом. Я задаю себе вопрос, достойна ли эта книга, чтобы на ее форзаце красовался экслибрис. Так вот на книгах Юрия Шубика обязательно будет экслибрис для книжек из нашей семейной библиотеки.
По поводу врачебных баек напишу коротко. Не разочаровали! Очень приятно, что и эта книга под названием « Докторская колбаса» Юрию Викторовичу удалась! Читать было интересно и весело, и даже невеселые моменты были как-то так описаны, что ничего не раздражало. Спасибо автору за возможность познакомиться с ними.
И в завершении. Когда мы с Молибоженко вечером шли по набережной, и делились впечатлениями от книг, я спросила, «… мне показалось, у тебя может появиться экслибрис на медицинскую тему?», он ответил "может быть…"
Некоторое время спустя на книгах доктора красовался вот такой экслибрис , выполненный в технике ксилографии и изображавший Ариадну, со своей нитью, дающей возможность выбора правильного пути в лабиринтах сердца, что актуально, так как Юрий Викторович как раз и занимается как раз проводящей системой сердца.
В статье опубликованы экслибрисы для доктора Юрия Викторовича Шубика художников Е. Потаповой, Ольни Келейниковай, Юрия Ноздрина и Юрия Молибоженко из нашей семейной коллекции.