Пульчинелла - это персонаж итальянской "комедии дель арте". Он родной брат русского петрушки, чешского кашпарека, французского полишенеля и английского мистера панча. Родом из обедневших крестьян, гонимых нуждой в город на заработки. Устраивается в услужение к буржуазным господам.
Первый тип - простак, неотесанный увалень, вечно голодный и грязный оборванец, еще не приспособившийся к городской жизни.
А вот второй - хитрец и ловкач, обтесавшийся в городе и превратившийся в проворного, сметливого лакея, обделывающего любовные делишки господ.
Пульчинелла всегда ведет основную интригу "комедии дель арте" и запутывает ее. Вспомните фильм "Труффальдино из Бергамо": персонаж Константина Райкина - классический пример такого слуги.
Моего Пульчинеллу зовут Петруччо. Образ куклы родился моментально - перед глазами встала фреска Джандоменико Тьеполо "Качели Пульчинеллы". Сомнений не было - мой Петруччо будет качаться на качелях. Они со служанкой Пьереттой родственники (Блог "Маска, маска, я тебя знаю" - часть 1). Но обо всем по порядку. Вот его история.
Петруччо родился в бедной многодетной семье в маленькой деревушке около Местре. Всех обитателей Местре и его окрестностей венецианцы всегда пренебрежительно называли "сухопутными", подчеркивая тем самым свою благородную связь с морем. Пределом мечтаний любого мало-мальски честолюбивого деревенщины было уехать в Венецию. Туда же рвался и Петруччо.
Пьеретта, его двоюродная сестра, уехала в Венецию обучаться цветочному ремеслу, когда Петруччо было шесть лет. В первые годы после отъезда она иногда приезжала навестить своих родителей и казалась ему недосягаемой красавицей - пряный цветочный аромат, шелест тонких кружев на ее блузке, нежная белая кожа - все это сводило малыша-Петруччо с ума, и он не отходил от нее ни на шаг. Маленький нахал смело заявил цветочной красотке, чтобы она не смела выходить замуж, так как он сам приедет в Венецию через десять лет и женится на ней. Пьеретта только смеялась и звучно целовала его в румяные щеки. Она всегда ценила любое мужское внимание, пусть даже от шестилетнего мужчины. Бойкий малыш был ей симпатичен и она пообещала ему найти теплое местечко в Венеции, когда он вырастет.
Цветочница сдержала свое обещание: когда возмужавший черноволосый юнец с добродушно-хитрой улыбкой сошел с лодки и ступил на остров своей мечты, она отвела его в дом к одному богатому венецианскому купцу, с прислугой которого она была в тесных и небескорыстных отношениях. Неотесанного, но ничуть не смущенного деревенщину взяли в услужение и отправили на кухню.
Тут-то и раскрылись все таланты Петруччо! Он был ленив до самозабвения, и эта лень постоянно заставляла работать его мозг и придумывать всевозможные ухищрения, чтобы уклониться от работы. На кухне, конечно же, было много всяких вкусностей, но чистить тяжелые котлы и сковородки нашему молодцу совсем не пришлось по вкусу. Он быстренько завел шашни с молодой помощницей поварихи, чтобы не дай бог не остаться голодным. А сам, приложив все свое обаяние и заплетя тонкую паутину интриг среди прислужнической братии, сумел обратить на себя внимание молодого хозяина - одного из купеческих сыновей. Не прошло и полутора лет - а наш неуклюжий Петруччо облачился в щеголеватые одежды с барского плеча, завел себе мягкополую шляпу с пером (он был уверен, что она придает ему загадочности), ловко овладел шепелявым венецианским акцентом и обосновался в крошечной, но при этом собственной комнатке для прислуги, соединяющейся с покоями купеческого сына.
Так и живет он теперь в богатом доме, верно прислуживая своему молодому барчуку - свидетель, а часто и соучастник, всех его молодых проказ. Лень овладевает им с каждым днем все сильней, заставляя все изощренней работать его цепкий крестьянский ум. На правах старенького он уже завел себе помощников и знай покрикивает на них целый день, раскачиваясь на качелях на заднем дворе. Ему даже лень ухаживать за девушками - ведь на них надо еще тратиться, а это совсем не входит в планы прижимистого слуги. Он по-прежнему не ровно дышит к Пьеретте. Ей уже под тридцать, и она иногда навещает своего двоюродного братца. Но за Пьереттой не надо ухаживать: у нее второй муж, да и она, кажется, увлечена совсем другим персонажем, принимая заигрывания Петруччо по-родственному благосклонно. Качели - это самая сильная страсть его жизни. Знай себе качайся. Мир мелькает перед глазами - а ты не двигаешься с места… Красота!