Здравствуйте!
В этой записи расскажу о создании керамических люстр и светильников.
Прежде всего я определил требования к светильникам, выдал техническое задание сам себе
- Максимальная функциональность, то есть использование в качестве основного освещения помещений, не исключая, однако возможности освещения отдельных зон в качестве интерьерного, локального. Это должны быть именно люстры, с возможностью использования в качестве светильников.
- Стиль с оттенком старины, но подходящие не только в русскую избу или баню, то есть современный, для современных интерьеров.
- Изящность и максимальную «легкость» во внешнем виде. Достигается формой и/или отделкой поверхности.
- Материал самый доступный и распространенный – гончарная глина, использующийся столетиями нашими предками. Минимум использования других материалов.
- Прочность конструкции (глина тяжеловатый материал).
- Максимальную скрытость конструктивных, не керамических частей.
- Надежность и безопасность всех электрических частей и соединений.
- Универсальность конструкции и взаимозаменяемость элементов ( нужны разные типы светильников в одном стиле: светильник с одним плафоном, люстры с несколькими плафонами, бра, торшер, настольная лампа и даже такая экзотика, как люстра (светильник) в большой (высокий) лестничный проем. То есть целая линейка, объединенных в коллекцию. Отсюда – нужен набор элементов, позволяющих комбинировать разные типы светильников с минимальным добавлением оригинальных частей.
Посмотрев на требования, стало понятно, что буду делать все с «чистого листа». То есть «изобретать велосипед».
Итак, начнем с самого простого светильника с одним плафоном:
Главный элемент светильника это плафон. Именно он определяет внешний вид в большей степени.
Каким он должен быть исходя из требований?
Можно приспособить готовые покупные гончарные изделия в качестве плафонов (тарелки, крынки, горшки), НО:
- во первых, тарелка или горшок имеют функцию посуды. В светильнике они смотрятся именно как просверленная посуда (потерявшая свою функциональность) со вставленной лампой. Это весело смотрится в одном экземпляре как акцент, говорящий о креативности хозяина, но для всего дома - это слишком. Поэтому не подходит. А горшки и кувшины пусть стоят на полке или используются по прямому назначению.
- во вторых, нужно куда то прятать патрон для лампы, скрывать электрические подключения, как то крепить к потолку. Готовые металлические чашки или вырезанные из дерева опять не подходят.
Что бы использовать светильник в качестве основного освещения он должен давать много света. Глина не прозрачный материал, поэтому плафон должен быть максимально открытым. Кроме этого нужно освещать потолочное пространство, хотя бы частично.
Важно, чтобы светильник или люстра гармонично смотрелись в помещениях разного размера. Не смотрелись либо слишком массивно, либо слишком сиротливо. Разделим условно помещения квадратурой до 15 м2 и от 15 до 40м2., и высотой потолков до 3м 20см. Под такое деление попадает большинство существующих и проектируемых помещений.
Эти размышления определили форму и пропорции плафонов.
Конечно же, без опытных образцов и изменений не обошлось. Поверьте, процесс окончательного определения форм и размеров занял достаточно времени и я его пропущу.
Результаты оказались следующие:
Плафоны двух типов. Первый - диаметром 23 см, второй - диаметром 33 см. Высота 5,5-10 см.
Светильник с диаметром плафона 23 см хорошо смотрится в небольших помещениях площадью до 15 м2 с высотой потолков до 3м10см при этом выполняет функцию основного потолочного освещения. Однако, основное назначение – локальное освещение, скажем над столом. Можно вешать несколько светильников кучно на разной высоте.
Светильники с диаметром плафона 33 см хорошо смотрятся в помещениях площадью до 18 м2 и высотой потолков до 3м10см выполняя свою функцию. Для помещений большей площади (скажем 20-30 м2) понадобиться уже два или три таких светильника в качестве основного освещения. Также можно использовать его в качестве локального освещения. Небольшие отклонения от размеров допустимы и незаметны. (связано с технологией изготовления и обжига)
А это не три светильника. Это люстра с тремя плафонами.
Использование ламп разной мощности дает больше вариантов по освещению. Максимально до 100 Ватт (лампы накаливания), поскольку патрон тоже керамический. В отдельной статье я расскажу об использовании ретро ламп накаливания и разных вариантах проводов в оплетке.
Кстати, о лампах. Поскольку плафон максимально открытый, потребовалось как можно больше утопить лампу и патрон для лампы внутрь светильника. Это сделано с помощью чашки на плафон. Именно там спрятан патрон, вся конструкция и электрические подключения. Чашка тоже керамическая.
Ну и конечно потолочная чашка из керамики. Под ней скрывается крюк для навески и подключения к электропроводке.
В этой статье намерено опускаю технические и электрические подробности. Некоторые подробности есть в описаниях светильников. Планирую так же посвятить отдельную запись в блоге техническим подробностям.
Несколько слов о рисунке на плафонах и отделке. Плафоны изготовлены на гончарном круге вручную, поэтому каждый имеет индивидуальный рисунок и рельеф поверхности. Вариантов отделки тоже множество. Обводка, дымление, молочение, глазурь. Плафоны с отверстиями отбрасывают на потолок и стены причудливые широкие световые пятна, обеспечивая приглушенное освещение потолочного пространства.
Каждая люстра исключительно индивидуальна. Однако, конструкция универсальна (помните, требования к светильникам, описанные выше) и несколько люстр, подвешенных в одном помещении смотрятся очень гармонично.
Вариантов много. Нужно на чем то остановиться. И вот первая коллекция. Она получилась «брутальная». Снизу - гладкая поверхность с концентрическими кругами от пальцев гончара. Она, кстати видна на аватарке мастерской. Снаружи грубый рельеф с прочерками и «рваными» отверстиями. Отделка молоком, которая при обжиге при определенной температуре дает эффект чернения.
Для тех, кто любит поспокойней в процессе изготовления коллекция в стиле Черняховской культуры, существовавшей на территории юга России в III-V веках нашей эры. с ненавязчивым орнаментом, лощеная (гладкая с блеском) с тонировкой напоминающей топленое молоко или теплоту дерева.
Следите за новостями…..
Готовые светильники и люстры Вы можите приобрести в
Отдельно коллекцию "Черненая" вы можете увидеть здесь
Так же есть возможность заказать любой понравившейся светильник отсутствующий в данный момент в собранном виде. Срок изготовления 3-17 дней.
Приятных покупок. --------------- >>
Если вы конструируете собственную люстру (например кованную) свяжитесь со мной по почте
С уважением,
Орловский Всеволод Мастерская Свет керамики