Пожалуй, именно с именем Яна Вермеера связан самый громкий скандал в истории живописи:
До 1945 года за исключением узкого круга специалистов мало кто знал имя голландского художника Ханса Ван Меегерена. Его художественная карьера начиналась на архитектурном факультете Технологического института в Дельфте. В 1916 году одна из его акварелей, созданная в стиле XVII века, была удостоена золотой медали, которую присуждали раз в пять лет за лучшую студенческую работу.
Но дальнейшая судьба Меегерена - художника не складывалась. Его первая персональная выставка, проходившая в Гааге в 1922 году, провалилась. Будучи портретистом Ван Меегерен много работал на заказ, но современники считали его работы посредственными, не достойными серьезного внимания. Амбиции молодого художника не позволяли ему смирится с подобным мнением и вскоре Ван Меегерен нашел другой способ заявить о себе.
Первые попытки писать под старых мастеров не были удачными, но определенное упорство привело его к успеху. Существенным толчком для Ван Меегерена стало сравнительно недавнее открытие забытого голландского художника Яна Вермеера и всепоглощающая мода на него распространившаяся в конце 1930-х годов. Будущему фальсификатору значительно облегчало задачу малое количество сведений о художнике - “белые пятна” биографии и отсутствие датировок на картинах Вермеера, не позволяли специалистам установить жесткие рамки развития стилистики его творчества, проследить влияния на него других художников, определить поворотные аспекты.
Споры искусствоведов оставляли Ван Меегерену широкие возможности. Фальсификации Ван Меегерена уходят далеко вперед от простых, даже высококачественных подделок. Изучив манеру письма Вермеера, он смог “продолжить” его работу. Не делая банальных повторений, на которые могли “клюнуть” лишь несведущие коллекционеры Ван Меегерен создал “новые” произведения, появление которых как бы “закономерно” в творчестве мастера.
Специалисты - искусствоведы давно рассуждали о влиянии стиля “караваджизм” на Вермеера. Этот стиль захватил умы многих голландских художников XVII века. И вполне естественным было бы считать, что этот стиль затронул и творчество Вермеера, но достаточных доказательств тому не существовало. Ван Меегерен воспользовался ситуацией, сыграв на амбициях ученых и предоставив им то, что они хотели видеть.
После долгого кропотливого труда, связанного с подбором нужных материалов (новые или не соответствующие материалы могли мало кого обмануть, что бы создать полноценную фальшивку нужны были краски и основа (холст) времени Вермеера) была написана первая картина - “Христос в Эммаусе”. После соответствующей процедуры старения (применения грязного лака и сушки при высокой температуре (около 120 градусов)), с должной сопроводительной историей о её “обретении” картина была представлена торговому агенту. Интересно то, что “новый” Вермеер был в таком “плохом” состоянии, что его пришлось реставрировать. Известнейший нидерландский искусствовед, поклонник Вермеера, давно ожидавший появления “караваджистских” работ, доктор Абрахам Бредиус подтвердил подлинность картины, после чего она была продана. Лишь один сомневающийся голос прозвучал в адрес “Христа в Эммаусе”. Известна телеграмма агента арт-дилера Джозефа Дювина, отправленная в 1937 году из Парижа в Нью-Йорк, где картина, стоимость которой определена в размере 90 000 ливров, названа “вопиющей подделкой”. Первый удачный опыт стимулировал дальнейшие. Вскоре, было написано еще пять “работ” Вермеера и две Питера де Хоха, другого “столпа” голландской живописи. Всего семь. Все работы были удачно проданы и разошлись во многие солидные коллекции.
Картина Меггерена была признана подлиником
Материальное благосостояние Ван Меегерена неумолимо росло. Он стал миллионером, владельцем нескольких предприятий в Амстердаме. У него была подпольная студия, о существовании которой не знал никто и где он мог спокойно работать. Продолжая работать, во время войны, он совершил не поправимую ошибку. Причем ошибку не из области живописи, он был выдающимся мастером, а скорее из области политики.
Как известно, Генрих Геринг был собирателем произведений искусства. Вскоре после войны в личном музее Геринга голландская полиция обнаружила полотно Вермеера “Христос и грешница”. После недолгого разбирательства установили, что картина в 1943 году, через посредничество антикварной фирмы и агента Геринга была приобретена у Ханса Ван Меегерена за 1 миллион гульденов. За подобное действие, расценивающееся в это время, как продажа национальных ценностей и пособничество нацизму полагалась смертная казнь. Ван Меегерен был арестован. 29 мая 1945 года над Ван Меегереном начался суд, который и выявил миру невероятный обман. Сначала Ван Меегерен отрицал свою вину, но угроза смерти заставила его признаться в подлоге, что впрочем, мало кого заинтересовало - подлинность картин была заверена уважаемыми специалистами. Ван Меегерен настаивал, и была собрана комиссия, снова проведшая экспертизу и снова подтвердившая что вещи - подлинные. Тогда ему пришлось обнаружить свою тайную мастерскую, в результате обыска в которой, следствие получило образцы материалов, подготовительные рисунки. По-видимому, это подтолкнуло обвинение на проведение следственного эксперимента.
Ван Меегерен взял на себя обязательство создать в тюрьме еще одного “Вермеера”. Ему позволили получить необходимые для этого инструменты. Ван Меегерен отчаянно пытался спастись, ведь за подделку наказание было существенно меньшее чем за то, в чем его обвиняли. Ему удалось написать картину, которая убедила всех в том, что всё проданное им было его работой. Ван Меегерена оправдали и осудили лишь на год за подделку произведений искусства. Несмотря на утешение от того, его имя стало известно, он открыто мог заявить о своем таланте и продолжать работать, зарабатывая деньги вполне честным путем - ведь такие профессиональные копии ценились, Ван Меегерен не смог пережить произошедшего. Он умер 30 декабря 1947 года от разрыва сердца.
В 2001 году средства массовой информации сообщили о появлении еще одной “новой” картины Вермеера. Полотно “Молодая девушка за верджинелом”, на исследование которого английские и американские специалисты затратили долгих четыре года, должно было появиться на аукционе. Его начальная стоимость определена в 90 миллионов долларов (на сегодняшний день – это самое дорогое в мире живописное произведение, выставляемое на аукцион). На этот раз уверенность в принадлежности работы кисти самого Вермеера вселяет то, что представить её зрителям на своей экспозиции решился один из самых авторитетных музеев мира – музей Метрополитен в Нью-Йорке на выставке, посвященной Вермееру и художникам Дельфтской школы. Владельцем “новой” картины был барон Фредди Ролин, бывший бельгийский арт-дилер…....
30 марта 2004 года аукционный дом Сотбис выставил на торги картину «Молодая девушка, сидящая за верджинелом». Эта очень небольшая работа (20 на 25 см) наконец была признана работой Вермеера. Впервые она появилась на аукционе в Амстердаме в 1814 году. С 1960 года полотно находилось в частной коллекции Барона Фредди Ролина в Блоюсселе, который был безусловно уверен в авторстве «дельфтского сфинкса». Его энтузиазм, однако, не разделяли эксперты. Дело в том, что репутация картины была основательно испорчена, когда в 1947 году фальсификатор Вермеера Меегерен заявил, что «Молодая девушка за верджинелом» - подделка. Судьба картины начала меняться, когда ее решили выставить в Метрополитене (Нью-Йорк) в качестве «приписываемой Вермееру». С 2001 года началось детальное изучение. Выяснилось, что на полотне сосуществуют как минимум 2 живописных слоя. Многие участки, как, например, желтая шаль девушки, были дописаны позднее. Эта шаль написала желтым оксидом свинца, пигментом, типичным для живописи 17 века, но затем полностью вытесненным охрой и неаполитанской желтой. Рецепт краски был забыт, и только в 1941 году восстановлен химиками. При исследовании живописного слоя оштукатуренной стены позади девушки были найдены следы ультрамарина. Натуральный ультрамарин – это растертая в порошок афганская ляпис-лазурь, полудрагоценный камень. Из-за дороговизны пользовались им очень редко, только если нужен был насыщенный темно-синий цвет. Вермеер в своих работах при изображении белых оштукатуренных стен всегда к белой и серой краске добавлял ультрамарин, чтобы передать воздушность среды. Здесь ультрамарин присутствует также в синей обивке стула. Непрямое освещение от источника над левым верхним углом картины так же характерно для работ Вермеера. В тенях на лице девушки нашли пигмент «зеленой земли», более характерной для Утрехтской живописной школы. Но известно, что Вермеер неоднократно использовал эту краску для передачи более глубоких теней на лицах, из-за чего даже считается, что он мог обучаться живописи в Утрехте. Когда химический анализ картины был закончен, смогли высказаться и другие специалисты. Эксперт по костюмам эпохи Рембрандта Марике де Винкель обратила внимание на прическу девушки. Локоны, собранные красно-белой лентой по бокам, были модны только пару лет, с 1669 по 1671 год. Такую прическу быстро сменила другая – волосы собирали в пучок, оставляя только несколько завитых локонов вокруг лица. На другой картине Вермеера, датируемой 1670 годом, «Кружевница», прическа девушки аналогична этой. Поза «Молодой девушки, сидящей за верджинелом» очень похожа на «Женщину, сидящую за верджинелом» из Лондонской галереи. Считается, что эта работа – первоначальный набросок, который позже был дописан другим художником. В частности, был увеличен объем желтой шали, внесены изменения в лицо. Относительно личности этого неизвестного художника тоже существуют предположения. Бенджамин Бинсток в своей книге «Семейные секреты Вермеера» пишет, что им могла быть дочь Вермеера, Мария. Позировала ей ее сестра, Элизабет. Мария, дописывая набросок своего отца, старалась максимально упростить картину – никаких карт и окон, руки музыкантши почти полностью закрыты шалью, на верджинел падает тень, и нет необходимости прописывать детали. Картина получилась почти плоская, если бы не выразительные складки белой шелковой юбки, той же самой, которую Вермеер изобразил на «Гитаристке».
Картину, выставленную на торгах Сотбис 2004 года за 30 млн. купил Стивен Уинн, председатель совета директоров игорной корпорации Уинн Резортс, а через несколько месяцев продал за ту же цену Галерее Лейден, находящейся в Нью-Йорке. Сейчас она находится во временной экспозиции музея Метрополитен.