Этот разговор начать меня подвигнуло то обстоятельство, что даже в очень серьезных изданиях по печному делу не уделяется большого внимания такому важному элементу изразца, как румпа.
Последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с тем, что клиент- заказчик печей и каминов желает декорировать их керамической плиткой «под изразцы». Строго говоря, «изразцовый» и значит изукрашенный, а чем уж это сделано, не важно. Все надеются на хороший клей для печей и кафеля, который мог бы удержать плитку на печи. Если это просто камин, большой проблемы нет – кирпич камина нагревается не сильно и не расширяется настолько, чтобы спорить с клеем для кафеля, на камине есть шанс закрепить декор таким способом. Иное дело – печь для обогрева дома или бани. Задача ее – нагреть помещение, для этого она должна прогреваться вся до хороших температур – внешние стороны до 100 Со. При нагревании печь расширяется, остывая – сжимается. Это физика, никуда от этого не деться. Никакой клей не удержит на такой печи плитку. Поэтому еще в давние времена изобретена румпа у изразца. Это надежный элемент крепления к печи (картинка) .
Связывая изразцы между собой и с телом печи проволокой, мы добиваемся еще и того , что кирпичная кладка оказывается обвязанной как бы сеткой из металла, это тоже придает изделию дополнительную прочность.
Румпа изразца бывает высотой от 4-5 до 18 см. Промежутки между соседними румпами печник заполняет глиной с битым кирпичом или шамотом. В процессе эксплуатации печи под действием температуры это материал высыхает до «каменного» состояния. Печка получает дополнительную толстую «рубашку» из керамики. Это увеличивает ее теплоемкость и, как следствие – теплоотдачу. Вопрос – заполнять ли внутреннюю часть румпы глиной - остается на вкус печника – хорошо и так и эдак. Эта «рубашка» так же не дает просочиться наружу печным газам . Ещё одно замечание по поводу румпы . Так как весь цикл от изготовления изразцов до монтажа я выполняю сам, мне очень важно, насколько качественно и просто изготавливаются изразцы – то есть вынимаются из форм, сушатся и обжигаются без потери геометрии. Чем больше изразец, тем больше с ним хлопот. Большие изделия (до 1 метра) вообще невозможно изготовить и вынуть без румпы и перемычек. Только с их помощью можно создать объемное с глубоким выразительным рельефом изразцовое изделие.
Так что эта «простая ножка» не так уж проста и несет множество полезных функций, которые повышают качество конечного нашего изделия – настоящей печи.