«Садись , детуля, я тебя увековечу!»
А.Зверев
Как хорошо, что у меня есть подруга-художник, которая не дает мне утонуть в серости зимних пейзажей и рабочих будней, и время от времени выдергивает меня в океанские просторы живописи. Вот недавно она меня вытащила на выставку в Новом Манеже, куда я еще и не особо хотела идти, так для меня-необразованной имя Анатолия Зверева ничего не значило. Но когда я вошла в залы выставки…
Хотя, давайте по порядку. Анатолий Зверев (1931-1986) – художник-авангардист. Жил, творил в эпоху Советского Союза, но широкой публике, т.е. той, которая изо всех сил строила коммунистическое будущее , был практически не известен. И это несмотря на то, что Пабло Пикассо сказал про него – «Анатолий Зверев, лучший русский рисовальщик», а Давид Альфаро Сикейрос в 1957 году присудил ему золотую медаль конкурсной выставки Международного фестиваля молодёжи и студентов. Почему так? Почему его известность не вышла за рамки круга художников , коллекционеров живописи и элитарной публики?
Я считаю, это потому, что Анатолий Зверев был АБСОЛЮТНО свободным художником , он не терпел никакого давления и не хотел никому подчиняться со всеми вытекающими последствиями . Например, о том, что ему присудили золотую медаль на конкурсной выставке не знал никто, кроме участников и жюри. Ведь его даже не допустили к участию в конкурсе – нет диплома! Но во время конкурса он, работая маляром в ЦДХ, зашел в конкурсный зал, разлил на пол два ведра краски разных цветов. И шваброй в несколько движений размазал эту краску по полу. Получился изумительный женский портрет. Сикейрос остановил конкурс и объявил победителя. Но после этого, не только в газетах не опубликовали его имя как лауреата премии, его даже с работы маляра уволили. Дальше – неустроенная жизнь свободного художника-бродяги, прятавшегося от милиции, жившего без паспорта, без денег и славы на родине. Но при этом, его картины выставлялись во Франции, Швейцарии, США, ФРГ, Австрии, Англии, Дании и других странах. Его картины демонстрировались в Париже и Женеве, были приобретены «Метрополитен – музеем» в Нью-Йорке. Актрисы и жены иностранных послов приходили к нему на поклон и просили нарисовать за бутылку их портреты.
А рисовал он , как дышал. Ему не важно было – есть у него краски и кисти, или нет. Он просто не мог не рисовать. Из воспоминаний современников : «…Глядя на его работы, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется, – свеклу, веник, сапожную или зубную щетку, творог, воду из-под акварельных красок…В дело шли бумага, картон, холст, тряпки, деревяшки. Он мог рисовать и красками, и зубной пастой, и окурками. Для него как бы не было преград….». Его друг вспоминал, как Анатолий попросил у него масляные краски, но тот только пожал плечами – кончились, и тогда Анатолий взял подсолнечное масло и пастельные мелки, разлил масло и стал рисовать мелками по маслу. А как он рисовал! Его умение рисовать было потрясающим. Роберт Фальк писал о нем: «Каждый его мазок – наслаждение. Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…». Или вот воспоминаниия дочери Георгия Костаки Алики: «Он начинал разбрызгивать, ничего не понятно, и через какие-то две минуты появлялись глаза, появлялась мама, например».
Походив по выставке в Новом Манеже у меня сложилось впечатление, что тут выставка не одного художника, а нескольких. Один - авангардист, чья живопись напоминает оптические обманки, где нужно постараться, чтобы увидеть изображение. Подходишь к картине вплотную, смотришь - не понятно, пятна, мазки. Но стоит отойти на несколько шагов и скользнуть по картине взглядом и вот!
А это портрет Роберта Фалька... С чувством юмора. :)
В общем, для меня такая живопись - чудо. Но ведь всегда найдутся "критики", которые скажут "Подумаешь, наляпано". А тут поворачиваешь голову и видишь совершенно другие вещи другого художника. И эта графика поражает своей... художественностью.
Опять поворачиваешь голову и видишь уже другую графику. Не похожую на другие его работы.
Вроде ко всему привыкла , все видела, но тут… апофеоз графики и серия потрясающих женских образов. Я долго среди них медитировала. Такое движение линии за гранью моего понимания.
А вот это уже больше похоже на суми-е, в котором меня всегда поражала способность художника несколькими линиями и пятнышками передать образ. И не только образ, а еще и настроение.
Понятно, что в публикации невозможно передать весь объем гения художника, но я хотела показать насколько Анатолий Зверев свободный и разный. Если я смогла кого-то заинтересовать и заставить начать искать информацию об этом необычном человеке, то это здорово!
Пока!