"Надо понять камень, суметь показать его суть, и тогда он откроет людям свою необыкновенную красоту".
Василий Коноваленко.
Василий Васильевич Коноваленко (1929-1989) - украинский и русский скульптор и ювелир, создатель серии уникальных скульптурных миниатюр в жанре камнерезно-ювелирного искусства (объемная флорентийская мозаика), а также выдающихся произведений чисто-ювелирного искусства (в технике перегородчатой эмали). В молодости работал и декоратором, и классическим скульптором, и театральным художником-постановщиком. Художник создал обширную галерею народных типов, характеров.
К 1959 году появляются первые шедевры камнерезной скульптуры, но Василию Коноваленко не дают возможности выставить свои работы. В 1973 году (художнику — 44 года) состоялась первая персональная выставка его скульптур — камнерезного искусства (до этого — только сценографические выставки). Выставка, проходившая в Русском музее стала сенсацией, а работы Коноваленко были закуплены Гохраном России, как национальное достояние. Коноваленко был дважды награжден золотыми медалями ВДНХ.
Он переезжает в Москву. Однако начинается необоснованное уголовное преследование Коноваленко. Скульптору «намекают», что надо уникальную коллекцию его работ (оцененную иностранными экспертами в 2 млн. долларов) «подарить» государству. Что он делает - и только тогда преследование заканчивается. Положение художника-одиночки привело к столкновению с властями, у Василия потребовали создавать ценности для бюрократической верхушки, политические скульптурные портреты Брежнева, Ленина. и т.п. Художник вынужден был в 1981 г. эмигрировать в Америку.
В 1989 году Коноваленко начинает переговоры о выставке в России и о возвращении на родину для создания школы камнерезного искусства. Он полон планов и надежд. Он достиг виртуозного мастерства, создал ряд шедевров, стремился отдать это родной стране. Внезапный приступ оборвал его планы. Василий Васильевич Коноваленко умер 27 января 1989-го в Нью Йорке.
В марте 1984 года в Музее Натуральной Истории Денвера (Колорадо) состоялась персональная выставка Василия Коноваленко, грандиозный успех, мировое признание, работы остались в постоянной экспозиции музея. Художнику было 55 лет, за годы работы в Америке (1981-1989) Василий Коноваленко создал 37 скульптур. Многие его работы находятся в частных коллекциях богатейших людей планеты.
Российский период его творчества представлен в собрании Гохрана и московском музее «Самоцветы».
Закадычные друзья - “Bosom Pals” 1982, высота 32 см.
Мужик с балалайкой: обувь - позолоченное серебро, золото и кахолонг, штаны - яшма, рубашка - розовый агат; пояс - чароит; лицо и руки - Белорецкий кварц; шапка - тигровый глаз, глаза - сапфир; балалайка - золото, эмаль, бриллиант, рубин, тигровый глаз.
Мужик с ковшом: обувь - красная яшма; штаны - синяя яшма; рубаха- белая яшма; пояс - яшма и нефрит; куртка - пейзажный песчаник; лицо и руки - Белорецкий кварц; глаза - рубин; брови и усы - обсидиан; шапка - яшма и рубин; ковш - эмаль и агат.
Мужик с рогом: обувь - позолоченное серебро, кахолонг; штаны и пояс - нефрит; рубашка - зеленая яшма; лицо и руки - Белорецкий кварц; брови и усы - Белорецкий кварц, глаза - сапфир, рог - серебро, золото, и эмаль.
Подставка: Пирит
Баня в бочке - "Barrel Bath" 1983, Высота 21 см.
Старик: лицо и руки - Белорецкий кварц; волосы, усы и брови - агат; глаза - сапфир.
Подставка: - Агат, тигровый глаз; бочка - окаменелое дерево и серебро; самовар - позолоченное серебро
В знойный день - “In the Sultry Afternoon". 1983
Тело - Белорецкий кварц (белоречит), брови - обсидиан, глаза - сапфир, полотенце - яшма, арбуз- рубин, вода - агат и позолоченное серебро, корыто - окаменелое дерево и серебро.
Бабушка - "The Grandmother" 1982.
Тело- Белорецкий кварц, платок - аметист; платье - снежный обсидиан; жилет - яшма и арагонит; прялка - окаменелое дерево, пряжа - рутиловый кварц,
Подлёдный лов - “Ice Fishing" 1982
Шуба - лабрадор, галоши - обсидиан, валенки - яшма, пояс - тигровый глаз и серебро, шапка - сердолик и нундерит, рукавицы - рубин, лицо и руки - белоречит, волосы и брови - агат, лёд - рутиловый кварц и серебро, рыба - агат, удочка - серебро, леска - золото, инструмент - окаменелое дерево.
Моржи - “Walruses” 1982
Сапоги - агат, брюки - авантюрин, тело - белорецкий кварц, глаза - сапфир, косынка - родонит, вода - агат и серебро, лёд - кальцит и серебро, лестница - серебро, обувь - позолоченное серебро.
Весна - "Spring" 1984
Обувь - позолоченное серебро и кахолонг; брюки и рубашка - яшма; куртка - шунгит; кепка - кахолонг и тигровый глаз; лицо и руки - Белорецкий кварц; волосы - тигровый глаз; глаза - сапфир; балалайка - позолоченное серебро и эмаль. сиденье - аметист и агат.
В знойный день - “In the Sultry Afternoon II” 1982
Тело - Белорецкий кварц; купальный костюм - лазурит; волосы - рутиловый кварц; глаза - сапфир, вода - агат и позолоченное серебро; стол - окаменелое дерево; зонт - эмаль, кахолонг; самовар - позолоченное серебро; чаша - кахолонг
Прачка - “Laundress” 1982
лицо, руки и ноги - Белорецкий кварц; блузка - авантюрин; юбка - белая яшма; платок - бирюза, глаза - сапфир; бельё - аметист, вода- агат; камень - пирит; диск - малахит.
"золотодобычики"- “Gold Prospecting” 1986
Первый человек: лицо и руки - Белорецкий кварц, глаза - сапфир, волосы и борода - агат, шляпа - агат, рубашка - индийский агат, брюки - обсидиан, сапоги - кварц, шарф - кости динозавра, пояс - тигровый глаз,
Второй человек: лицо и руки - Белорецкий кварц, глаза - сапфир, шляпа и борода - агат, рубашка - яшма зебра, штаны - содалит, сапоги - тигровый глаз и серебро, трубка - рог, куртка - яшма,
Ослик: Корпус - жадеит, нос и копыта - агат, одеяло - кальцит, седло - окаменелое дерево, лопата - окаменелое дерево и серебро,
Подставка: - Турмалин и агат
На прогулке - “On the Stroll” 1983
Девушка: сапоги - красная пейзажная яшма; блузка - варисцит; юбка - нундерит; лицо, руки, грудь, и ноги - Белорецкий кварц; волосы - оникс; глаза - жемчуг, сапфир, и золото; губы - сердолиовыйк агат; косынка - голдстоун; балалайка - тигровый глаз, окаменелое дерево, золото, серебро; струны - серебро.
Парень: обувь - сапфир, брюки - яшма; рубашка- опал; куртка - лазурит; кепка - белая яшма; лицо и руки - Белорецкий кварц; волосы - агат; глаза - сапфир; гребень - серебро.
Подставка: Халькопирит (медный колчедан).
Банька - “Sauna II"
Женщина: тело - Белорецкий кварц; волосы - рутиловый кварц; ленты - тигровый глаз; глаза - сапфир.
банщик: шляпа - яшма; тело - Белорецкий кварц; шорты - синяя яшма; сапоги - обсидиан; глаза - сапфир; рукавицы - яшма; полотенце - розовый кварцвеник - позолоченное серебро,
Подставка: - агат и яшма; лавка, лестница, и тапочки - окаменелое дерево ; бочка - окаменелое дерево и вода - агат;
Хлеб да соль - “Bread and Salt” 1983
Мужчина: шляпа - яшма, лицо и руки - Белорецкий кварц, глаза - сапфир, волосы, борода и усы - серый кварц, рубашка - нефрит, пуговицы - опал, брюки - яшма, носки - белый кварц, обувь - позолоченное серебро .
Поднос - эмаль, хлеб - кальцит, полотенце - белый кварц, соль - белый кварц, солонка - металл.
ЦЫГАН (фрагмент)
ВОИН
Накидка-пейзажная яшма; пряжка-бирюза; лицо-белоречит; портянки-кахолонг, золото; шлем-нефрит, золото, бриллианты; штаны-голубая яшма; щит-нефрит, золото; обувь-опал; рукава-шокианский кварцит; меч-нефрит, золото, бирюза. Высота 23,5 см.
Знойный полдень
Серьги-золото; тело-белоречит; панама-хризопраз; ожерелье-жемчуг; шаль-ляпис-лазурь. Самовар-горный кристалл, серебро; подставка-малахит; сахар-кварц; стол-окаменелое дерево; чай-сердолик; чайный набор-кахолонг; вода-агат. Высота 18см.
"Бабушка и дедушка". 1963. 16х16 см.
Старушка: глаза-сапфиры; лицо-белоречит; портянки-кахолонг; меховая жилетка-лабродорит; платок-пурпурит; обувь-опал, серебро; муфта-агат.
Старик: глаза-сапфиры; лицо-белоречит; портянки-кахолонг; волосы, усы, брови, борода-агат; рубаха-пурпурит; обувь-опал, серебро.
Клубок ниток-золото; скамья-нефрит.
Фото: Е. Кассин. Источник: журнал "Мир камня" (1994, №4, с.66)
Бобыли
Чаёвник
Мужчина: обувь-шунгит; пуговицы-жемчуг; лицо, руки-белоречит; волосы, борода, усы-обсидиан; шляпа-пейзажная яшма; полотенце-яшма. Бревно-окаменелое дерево; самовар-серебро; подставка-агат. Высота 16 см.
Запорожец 1979г.
Кушак-обсидиан; глаза-сапфиры; лицо, руки-белоречит; курительная трубка-сердолик; штаны-лабрадор; рубаха-беломорит, серебро, эмаль. Подставка-малахит; кисет-берилл. Высота 32 см. Музей "Самоцветы". Фото А. Евсеев.
ДАНИЛУШКА 1959г.
Фартук - яшма; обувь - обсидиан; сундук - малахит; глаза - сапфиры; лицо, руки - белоречит; волосы - опал; головная повязка - золото; штаны - яшма; рубашка - агат. Подставка - яшма, окаменелое дерево. Высота 23,5 см.
Музей "Самоцветы". Фото А. Евсеев.
Око Государево
Шуба-нефрит; воротник, шапка-обсидиан; рубаха-рубин 2357 карат; волосы-халькопирит; лицо, руки-белоречит; обувь-яшма; глаз-бриллиант; кандалы-золото. Высота 25 см.
Информация взята
с сайта музея Натуральной Истории Денвера, Колорадо, Denver Museum of Nature and Science, там есть постоянная выставка Василия Коноваленко, описания фигурок переведены с английского мной,
с сайта Музея "Самоцветы",
из Википедии - биографические сведения о жизни художника.
Современные ювелиры-камнерезы Урала - Борис Харитонов, Александр Жуков, Алексей Антонов, Дмитрий Емельяненко, Антон Боровиков (погиб в 2006 году в автокатастрофе), Евгений Казакевич, Александр Леверов, Григорий Пономарёв, Денис Богомазов и другие.
Григорий Пономарёв – Специализируется на резьбе по твёрдому камню и, в основном, работает над мозаичными статуэтками.
Илья Боровиков (1977 - 2006) Уральской камнерезной мастерской имени Ильи Боровикова воплощено в жизнь уникальное произведение «Императорские шахматы».
Эмали различают по способу нанесения и закрепления на поверхности основы. В настоящее время наибольшее распространение получили выемчатая, перегородчатая, оконная (ажурная) и живописная эмали.
Выемчатая эмаль (Champleve) - эмаль заполняет углубления – выемки, сделанные резьбой, штамповкой или при отливке (в толще металла).
Перегородчатая эмаль (Cloisonne) - эмаль заполняет ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на поверхности основы ребром по линии узора. Существуют две разновидности перегородчатой эмали – эмаль по глади, когда внешняя поверхность перегородок гладкая, и эмаль по скани – скрученной и протянутой через вальцы проволоке.
Оконная (ажурная, витражная) эмаль - cчитается наиболее трудоемкой, требующей больших практических навыков и мастерства исполнителя. Оконной эмаль названа потому, что в оплавленном виде она заполняет сквозные отверстия – окна основы, создавая интересные цветовые эффекты, смотрится как витражи. В техническом отношении сложность заключается в многократном заполнении сырой эмалью окон с последующим обжигом.
Живописная эмаль представляет собой тончайшую миниатюрную живопись, эмалевыми красками по металлической основе, покрытой эмалью.
Василий Коноваленко владел всеми эмалевыми техниками: перегородчатой эмалью по золоту, живописной эмалью, выемчатой эмалью, и "оконной" эмалью. Но наиболее любимой техникой художника была эмаль по скани. Каждая из работ выполнена вручную, неповторима и представляет собой художественную ценность.