Кристобаль Баленсиага – знаменитый испанский дизайнер одежды. Конец 40-х и 50-е годы – время расцвета творчества кутюрье – названы в истории моды «эрой Баленсиаги». Именно тогда он заложил основу современного дизайна.
Кристобаль Баленсиага родился в 1895 году в небольшом испанском городке Гетария. Отец был рыбаком, а мать зарабатывала небольшие деньги шитьем одежды. Кристобаль иногда помогал матери в работе и, возможно, именно это повлияло на выбор будущей профессии. Маленький Кристобаль уже в 12 лет стал подмастерьем, а к 16 годам владельцем собственного ателье. В 25 лет открыл свой первый дом моды, который назвал собственным именем.
Известно, что в 13 лет юный Кристобаль не только мог скроить и сшить приличное платье, но и обладал чувством вкуса и беспрецедентным для ребенка умением внушать взрослым, что он прав и талантлив. Подтверждением этому стало его знакомство с маркизой де Касас Торрес, молодой красавицей и истинной модницей. Где произошла их встреча, что заставило знатную особу прислушаться к мнению мальчишки и почему он позволил себе наставлять маркизу в вопросах моды и стиля, история умалчивает. Достоверно известно лишь то, что она заказала ему платье, вскоре показала Париж и поспособствовала открытию собственной мастерской в Сан-Себастьяне. История кажется фантастической, но она совершенно реальна.
Талант Баленсиаги был востребован молниеносно, за несколько лет он открывает два дома моды (в Сан-Себастьяне, а затем и в Мадриде). Постоянными клиентками Кристобаля были королевские особы Испании и ведущих европейских держав. В их число входили герцогиня Елизавета Винздорская (Elizaveta Vinzdor), Грейс Келли (Grace Kelly), испанская королева Виктория (Viktoria) и бельгийская правительница Фабиола (Fabiola). А также Полин де Ротшильд (Pauline de Rothschild), Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Мона фон Бисмарк (Mona von Bismarck), Ингрид Бергман (Ingrid Bergman), Глория Гиннес (Gloria Guinness), Барбара Хаттон (Barbara Hutton) и многие другие. О его первой примерке говорили, что она такая же, как у других мастеров третья.
Список новаторских изобретений великого кутурье можно перечислять долго, но самыми известными являются – рукава три четверти, платье-туника, юбка-бочонок, платье-трапеция, платье-мешок, блузки без воротника, широкие плечи и зауженный лиф моделей, пальто и пиджаки в стиле «сак» и многое другое.
Наряды, сделанные этим модельером, очень похожи были на полотна испанских художников, где в изобилии показаны дорогие ткани, шлейфы, воланы, кружева, драгоценная отделка. Однажды о своей работе Баленсиага произнес слова, которые вошли в историю и стали известными на весь мир. Он сказал:
«Модельер должен быть архитектором в эскизах, скульптором в форме, художником в цвете, музыкантом в гармонии и философом в чувстве меры».
Главным достижением Баленсиаги были пальто и костюмы. Он любил плотные толстые ткани, хорошо держащие форму, из которых он мог бы лепить силуэты своих творений. И хотя его модели на первый взгляд кажутся достаточно простыми, они прекрасно сбалансированы и посажены, несмотря на то что каждая конкретная вещь создавалась на реальную женскую фигуру.
Кристобаль никогда не присутствовал на своих показах в зале, а наблюдал за всем происходящим из-за занавеса, не любил фотографироваться и давать интервью. При этом запрещал посещать свои показы журналистам, боясь, что те могут сформировать неверное представление покупателей о коллекции.
Баленсига был истинным приверженцем индивидуальности и отсутствия массовости в моделях, и когда в 70-х годах пошив одежды модных дизайнеров был направлен на массовое производство, Кристобаль решил завершить свою карьеру и не перестраиваться под законы рынка.
Уходя с арены высокой моды, мэтр озвучил свое желание, чтобы его Дом прекратил существование вместе с ним. Интересно, что бы сказал великий маэстро, узнав, что его Дом моды существует уже более 40 лет после его смерти...
Кристобаль как-то выразился, что, мол, жизни модельера не позавидуешь, поскольку она, скорее, собачья. Но он прожил ее так, что заставил всех поверить в то, что она сказка.
«Он единственный Кутюрье в прямом смысле слова – все остальные дизайнеры»,
– говорила Коко Шанель.