Представляю dам статью, в которой расскрыты некоторые аспекты ведения современного бизнеса. Вопросы, поднятые программистом, на мой взгляд, будут интересны и тем, кто воспринимает хендмейд именно как бизнес.
Публикуется с разрешения автора. Из статьи, по согласованию с автором, убраны ссылки на обучающие курсы и программы, но оставлены ссылки на другие статьи дополняющие тему и опубликованные в его блоге.
Автор: Михаил Навернюк — много лет работает в области информационных технологий, программист, около десяти лет руководил отделом программистов в РТС (Фондовая биржа).
***
Многие программисты являются людьми довольно закрытыми. Веселые, общительные, любящие поговорить, почему-то предпочитают другие виды деятельности. Что я имею ввиду? Большинство специалистов по разработке программ — интроверты, и не склонны демонстрировать другим людям, то, что творится у них в душе.
Я, кстати, тоже отношусь к таким людям. Для меня противоестественно открываться перед незнакомыми людьми. Кому какое дело, что я думаю, кого люблю, с кем сплю и о чем мечтаю. Все это касается только очень узкого круга моих самых близких людей. Некоторые даже считают меня человеком нелюдимым. Впрочем, я не разделяю эту точку зрения.
Однако нужно заметить, что подобная позиция — чрезвычайно пагубна, если вы думаете заняться собственным бизнесом. А фриланс, повторю в сотый раз — это бизнес. Любой предприниматель — человек публичный, и, если вы замкнуты, то вряд ли стоит рассчитывать на серьезный успех.
Личные контакты в современном бизнесе
Хуже того, личные контакты играют все большую роль в современном бизнесе. Сегодня, клиенты не хотят общаться с безликими корпорациями. Всегда приятнее иметь дело с конкретным человеком, которого вы знаете, и которому доверяете. Вспомните, как вы звоните в службу поддержки какой-нибудь компании, и монотонный голос вещает вам в трубку: «Если вы уже являетесь нашим клиентом нажмите кнопку 1...». А затем вам 10 минут льется в уши незабвенный «Регтайм», и вы мечтаете только о том, чтобы наконец услышать голос человека, пусть даже и бестолкового, но че-ло-ве-ка.
Бизнес, построенный с учетом последних тенденций, напоминает маленькую булочную на углу вашей улицы. Когда булочник не только знает вас по имени, но и то, когда у вас день рождения, и какие пряники предпочитают ваши дети на завтрак. Именно такие, личные контакты создают прочный фундамент для вашей предпринимательской деятельности. И тут у мелкого бизнеса, и фриланса, есть существенное преимущество.
Доверие — основа бизнеса
Никакой бизнес невозможен без доверия. А формирование нормальных, человеческих отношений с клиентами — наиболее естественный способ создать это доверие. Но, если вы избегаете общения, уклоняетесь от рассказа о себе, у окружающих возникает ощущение, что вы что-то скрываете, а значит вам нельзя доверять. На этом любой бизнес прекращает свое существование.
Так можно ли научиться общению? Возможно ли из замкнутого, нелюдимого типа превратиться в общительного и открытого человека?
Фрилансер обычно не просто исполнитель заказа. Как правило, фрилансер выступает в качестве эксперта в своей области. Вы должны уметь, не просто выполнить работу, но объяснить почему ее стоит делать именно так, а не иначе. Какие есть пути решения проблемы заказчика? В чем достоинства и недостатки того или иного подхода к решению задачи. И тут есть одна очень важная хитрость.
Дело в том, что на самом деле не так важно насколько широки ваши познания в данной сфере. То есть, конечно, вы не должны совершать грубых ошибок, и ваши рекомендации обязательно должны помогать клиенту справиться с его ситуацией. Но при прочих равных условиях гораздо важнее не глубина ваших знаний, а то, насколько вы отзывчивы, доброжелательны и готовы прийти на помощь.
Как добиться, того, чтобы вам доверяли?
Откройте свое лицо. Ваши клиенты должны видеть реального человека. Используйте свою фотографию в качестве аватара. Опубликуйте свое изображение у себя на блоге, в вашем профиле в facebook и т.д. Везде указывайте свое настоящее имя и фамилию, не прячьтесь за ником. Пусть все знают, что вам:
- Нечего скрывать.
- Старайтесь максимально широко использовать живой голос и видео. Публикуйте аудио и видео посты на вашем блоге. Пусть аудитория знает не только как вы выглядите, но и как вы двигаетесь, и какой у вас голос. Если вы боитесь, что не умеете выступать публично — учитесь этому. По-моему, у Шахиджаняна был отличный курс на эту тему.
- Старайтесь быть максимально открытым. Вы должны быть доброжелательны и доступны, если хотите иметь много заказов. Посещайте выставки, общайтесь, заводите знакомых, искорените в себе стеснительность. Помните: ваша открытость — это не «публичный стриптиз», это работа на создание доверительных отношений с окружающими вас людьми.
- Ведите блог, и регулярно публикуйте полезный контент. Если вы на протяжении длительного времени публикуете оригинальные и полезные статьи по вашей тематике, вы легко зарекомендуете себя профессионалом высокого класса. Если у вас вызывает затруднение эта задача, и вы не знаете, что писать и как, не стоит расстраиваться. Существует масса разных способов освоить ремесло блоггера. В этом нет ничего сложного. Просто отнеситесь к этому, как к задаче, которую нужно решить, и вы увидите сотни возможностей.
- Постройте свою базу доверенных лиц (клиентов). Не стоит забывать про клиентов сразу после того, как заказ выполнен. Напоминайте им время от времени о себе. Например, если через полгода после окончания работ вы самостоятельно найдете и исправите ошибку в программе, предоставьте обновленную версию приложения вашему клиенту бесплатно. Вы удивитесь, насколько лучше станут относиться к вам ваши заказчики, и в какой степени изменятся ваши доходы.
- Проводите семинары. Приведу простой пример. Вы сделали сайт для вашего заказчика на базе какой-нибудь CMS. Вам все равно нужно обучить персонал заказчика, как пользоваться новым сайтом. Если вы скажете, что вы регулярно проводите обучающие семинары по этой теме, то уровень доверия к вам резко возрастет.
- Напишите книгу. К сожалению, я пока не могу поделиться собственным опытом на эту тему, но я знаю, несколько человек, которые последовали этому совету и получили отличные результаты. Многие думают, что написать книгу — это очень сложно. На самом деле, это гораздо проще чем кажется. Сложно стать известным писателем, и зарабатывать писательским ремеслом. А издать небольшую книжку на профессиональную тему — задача вполне доступная любому грамотному специалисту.
Вывод — вам вряд ли удастся хорошо зарабатывать, если вы не умеете легко и естественно вести себя с людьми. Значит ли это, что фриланс не доступен замкнутым людям? И да, и нет. Просто нужно перестать быть замкнутым.
Как перестать быть замкнутым? Как научиться общению?
На самом деле это очень просто, хотя и не всегда легко. Среди успешных предпринимателей тьма тьмущая интровертов. Почему же вы не один из них? Дело в том, что вам совершенно не обязательно ломать собственный характер. Оставаясь интровертом до мозга костей, вы вполне можете наладить нормальные взаимоотношения с окружающими. Все, что вам нужно сделать — проявить немного внимания.
Во-первых, не пытайтесь изображать из себя то, чем вы не являетесь. Не надо пытаться заставить себя быть «общительным». Из этого ничего не выйдет.
Во-вторых, занимайтесь любимым делом. Если вы делаете то, что доставляет вам истинное наслаждение, то вы будете общаться с людьми только на интересные для вас темы. Значит общение автоматически станет легче и естественнее. Но если вы работаете для того, чтобы зарабатывать и в душе ненавидите все, чем приходится заниматься, немедленно остановитесь. Так вы ничего не добьетесь.
В-третьих, научитесь слушать. Чем внимательнее вы слушаете собеседника, тем точнее вы понимаете, что ему нужно, а это, опять-таки, способствует более естественному общению. Кроме того, умение слушать необходимо, чтобы определиться с постановкой задачи.
В-четвертых, научитесь замечать в людях то, что вам интересно. Не бывает так, чтобы другие люди были вам абсолютно безразличны. Всегда есть что-то, что привлечет ваше внимание. Возьмите себе за правило отмечать все, что показалось вам необычным, удивительным, забавным, любопытным. Для полноценного общения необходимо проявлять искренний интерес к людям. Если вы наработаете навык интересоваться людьми, то вы легко решите проблему взаимоотношений.
В-пятых, не общайтесь с теми, кто вам неинтересен или неприятен. Зачем доставлять себе мучения. Вы все-равно не сможете оказать качественные услуги заказчику, с которым вы не можете нормально взаимодействовать. Лучше потерять одного клиента, чем репутацию.
P. S. Если вы не понаслышке знакомы с этой проблемой, поделитесь, как вы преодолеваете свою замкнутость?