Античное искусство воспринималось современниками иначе, потому что выглядело по-иному.
Кэтримэр де Кинси, французский ученый, еще в конце XVIII века на древних статуях обнаружил следы от слоя краски. А затем на протяжении всего XIX столетия людям искусства не хотелось с этим мириться. Художники выезжали в Геркуланум на раскопки, ведь им долго не хотелось лишать искусство белого идеала.
Так как белый мрамор долгое время оставался господствующим символом Западной цивилизации. Греческая белоснежная скульптура – это символ свободной личности, как для философов эпохи Просвещения, так и для основателей американской нации (тот же Белый дом). Трудно было согласиться с тем, что колыбель Европы свою культурную традицию вела из Египта (Африки) и Ближнего Востока, с яркостью их красок.
В результате этого, ученые в своих работах намеренно игнорировали доказательства многоцветности древних статуй.
Скульпторы Древней Греции свои творения раскрашивали. Естественно, краска испытания временем не выдержала, но, благодаря современным технологиям мы можем увидеть статуи в их первоначальном виде. Профессор Винцента Брикман уже 25 лет руководит такой работой в Германии. Мелкие следы от фрагментов краски, становятся видимыми в ультрафиолетовых лучах, а определять из чего состояла та или иная краска, археологам помогает инфра- и рентгеноскопия. Например, у статуй волосы были коричневыми либо желтыми, а для того, чтобы передать ощущение живого тела краску приходилось смешивать с воском и наносить на открытые участки. Сама одежда окрашивалась в яркие цвета и была богато орнаментирована. Очень часто использовались символические цвета, к примеру, в красный или зеленый выкрашивались гривы коней. даже известный Парфенон имел раскрашенные капители и фронтоны.
Пигменты были минеральные, носитель органический. Он вероятно, обеспечивал адгезивные свойства такого красителя (связь с поверхностью, липкость, проще говоря). Но такая окраска со временем теряла устойчивость, потому что органика неизбежно разрушается бактериями. И оставшийся пигментный слой при колебаниях температуры осыпался, и потому древние статуи казались потомкам совсем неокрашенными. Конечно, со временем обратили внимание на следы пигментов, особенно, когда такие предметы обнаруживались при раскопках. И окраска античных статуй стала общим местом.
«Bunte Gtter» («Бунте Гёттер», дословно «Пёстрые (разноцветные) боги») — выставка, проходившая с 15 декабря 2003 г. по 15 февраля 2004 г. в мюнхенской Глиптотеке и посвящённая полихромии в античной скульптуре.
Экспозицию выставки «Bunte Gtter» составили 12 полихромных скульптур. Они позволили совсем по другому взглянуть на воспринимавшиеся ранее монохромными греческие и римские скульптуры. В центре экспозиции находились скульптуры с фронтона храма Афайи. Знаменитый лучник с западного фронтона храма изображает троянского принца Париса. На нём плотно облегающее его тело одеяние. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса. Подобные детально проработанные узоры покрывали даже спины фигур на фронтоне на высоте 10 метров. Мельчайшие детали в своём размере составляют всего лишь около двух миллиметров, что свидетельствует о высокой точности росписи статуй.
Сохранившиеся следы раскраски, на основании которых выполнялась цветовая реконструкция:
Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. ХХ в.
На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования. Только благодаря новейшим исследованиям удалось установить, что сеточка является частью богатого чешуйчатого орнамента, покрывавшего лицевую часть шлема. Сравнение узора на шлеме с изображениями шлемов на греческих вазах того же периода позволяет утверждать, что подобная форма раскраски была широко распространена в то время.
Голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э.
Калигула
(Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, 37-41 гг.)
Таким: молодым, свежим, ясноглазым выглядел для современников не только император Калигула, но и его мраморное изображение.
Троянский лучник (Парис, вероятно) на западном фронтоне храма Афины Афайи на о. Эгина.
ок. 490-480 до н.э., мрамор, общая высота ок. 147 см.
Лев из Лоутраки, Греция, около 550 г. до н.э., известняк, высота 53 см Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen
Август из Прима-Порта
(Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Рим, посл. четв. I в. до н.э.)
Саркофаг Александра Македонского
(Стамбульский археологический музей, Турция, ок. 320 г. до н.э.)
Торс в панцире
(Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н.э.)
Кора Пеплофора ("носящая пеплос")
(Музей Акрополя, Афины, ок. 530 г. до н.э.)
Но есть определенные нюансы.
Реставраторы использовали один оттенок красителя и самый яркий. Но яркость зависит как от количества пигмента, так и от добавок, модифицирующих оттенки цвета. Можно предположить, что все же исходные изображения были в большей цветовой гармонии.
Но это вопрос для дальнейшей работы, наверное.
Материалы для публикации взяты из открытых источников в Интернете.