Тридцать три Николы.
Святой Николай - помощник в бедах, покровитель и защитник домашнего скота, хранитель воинов, путешественников, моряков, мудрый советчик и врачеватель больных душ, отец всех сирот, униженных и обиженных, поборник христианской веры и православия. Ему в Московской Руси храмов было посвящено почти столько же, сколько и Богоматери. Культ Николая Чудотворца и Угодника утвердился в нашей стране в XII веке. Редкий дом обходился без иконы святого Николая, нательные образки-обереги брали с собой, отправляясь на ратное дело или в дальнее путешествие. «Микола - тот же Бог» - считали крестьяне. Иностранные путешественники называли его «русским богом».
Традиция делать скульптурные изображения святого Николая из дерева пошла, как принято считать, из города Можайска, который в XIV веке был спасен от монголо-татарского нашествия чудесным явлением в небе грозного старца, держащего в одной руке меч, а в другой – город. Враги в ужасе бежали от крепости, а жители в знак благодарности вырезали образ святого из дерева и установили на главных воротах можайского кремля, почитая его с тех пор защитником и хранителем города. Слава о чудесах святого вышла за пределы Можайска и пошла по всей русской земле, распространялся вслед за ней и образ святого-заступника во множестве резных и живописных икон. Обрели статус чудотворных, стали святынями иконы Миколы Можая в Петербурге, Москве, Муроме, Волоколамске, Брянске, Коломне, Мценске, Перми, Пскове, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Арзамасе, Шуе, на Валааме.
Но популярность, какую имел святой Микола Можайский в Сибири, сравнить просто не с чем. В XVI-XVII веках здесь оформился свой пантеон наиболее почитаемых святых, и Николай был среди них первым. Объяснить это не трудно: воины-покорители Зауралья (Ермак, Хабаров) на своих копьях, путешественники-первопроходцы в своих заплечных мешках, купцы среди товаров на продажу аборигенам Севера – все они несли сюда образ Миколы-защитника. Кроме того, эти места в последствие стали убежищем для староверов, гонимых в центральной России. А они, как известно, в отличие от никонианцев, церковную скульптуру любили и почитали. Еще одним фактором, повлиявшим на распространение культа деревянного Миколы, был многонациональный состав здешних мест. Православным неофитам из числа бурят, коми-пермяков, якутов, башкир, чувашей почитать скульптурных святых, так похожих на их исконных языческих идолов, было гораздо удобнее. Именно они своим упрямым, но таким искренним желанием воплотить свой новобретенный объект поклонения во всем величии (и, конечно, в объеме – какая может быть сила и могущество у плоской картинки?) вынудили мудрых православных миссионеров мириться с деревянными резными иконами и статуями. Даже рискуя попасть в немилость у центральных духовных властей, местные батюшки сохраняли эти удивительные и своеобразные произведения христианского искусства.
Так и повелось: «Всем богам по сапогам, а Николе боле, затем, что ходит доле, а это потому, что от Холмогор до Колы тридцать три Николы».
![]() Св. Николай Можайский из деревни Крохово. XVIII век. | Св. Николай Можайский из села Покча. XVIII век. | Св. Николай Можайский из деревни Зеленята. XVIII век. |
Св. Николай Можайский из села Дубровское. XVIII век. | Св. Николай Можайский из села Миндули. XVIII век. | Св. Николай Чудотворец из города Чердынь. XVIII век. |
из собрания Пермской государственной художественной галереи.