Выражаю благодарность всем кто, начиная с первой публикации, следит за этой серией.
Очень приятно сознавать, что представленный материал оказался полезным. Спасибо всем читателям за отзывы и комментарии. Отдельное спасибо всем, кто задает вопросы, благодаря вам эта короткая серия и появилась на свет.
Про цвет и резкость пару слов…
После публикации
Однозначного и короткого ответа дать, к сожалению не могу. Для того чтобы разобраться почему у вас пропадает фиолетовый, а у вас красный, придется погрузиться в изучение устройства фотокамеры, и принципа регистрации изображения. И принципов цветовоспроизведения на самосветящихся панелях (Ваш дисплей) и на твердых носителях – бумага, чашки, футболки и прочее.
Немного теории...
Цвет сам по себе не существует, его нет. Есть ощущение цвета. Наше зрение, это такой же набор ощущений как звук, вкус, обоняние и осязание.
Закройте глаза на 10 секунд.
Эти 10 секунд вы видели окружающую обстановку? Нет!
Причина в том, что отраженный от предметов свет не попадал в глаза, на сетчатку, и по зрительному нерву электрический сигнал не шел в мозг, и в нашем сознании появляется картина окружающего мира, как только открываем глаза или включаем свет.
Нет света – нет цвета, нет мира. Осталось уши заткнуть и ничего не трогать, и не облизывать... :)
Причины нарушения цветовых ощущений при сравнении объекта с его изображением могут прятаться на всем пути создания картинки! И факторов оказывающих влияние много:
Спектральный состав света освещающего предмет, одного или нескольких источников, его направление, рассеянность, интенсивность, отражающая способность поверхности предмета, согласованность и качество фотоматериала, формат записи файла, цветовое пространство, и настройки качества изображения, настройки вашей видеосистемы – видеокарта компьютера, настройки графического редактора и программы для просмотра изображений, дисплей, просмотровое место (кабинет или комната) и его освещение.
Ошибка, закравшаяся в самом начале, к концу может вырасти как «снежный ком» в виде артефактов, с которыми бороться бывает не реально.
Рассмотрим вариант съемки с применением одновременно двух разных источников света
В данном тесте участвуют две профессиональные фотокамеры. На одной установлен малобюджетный теле – объектив, на второй профессиональный макро-объектив.
На листе ватмана расположены украшения из натурального камня и цветного стекла.
Поверхности глянцевые, а значит, способны полностью отражать свет, о чем свидетельствуют блики на гранях.
Слева идет свет от окна, справа лампа накаливания 40Вт. Их свет вы можете увидеть на гранях камней. Так же мы получили двойные тени, что неестественно. Природный источник света на нашей планете один – Солнце. И он дает одну тень.
Камера Pentax K20 объектив DA55-300/ 4-5.8
Баланс белого по серой карте.
Помимо разноцветных бликов на гранях мы видим, двойные тени, изображение расплывчато, видна структура фона.
Попробуем отредактировать.
Осветлим изображение и поправим «баланс белого» в автоматическом режиме.
Наш фон как был, так и остался разноцветным.
Возьмем пробу цвета в точках 1,2,3,4
Как видно на следующих картинках, все они имеют цвет.
Три синеватые и одна оранжевая
Прямоугольник в середине – серый 95% светлоты. На нем расположен белый.
На ватмане эти цвета смешиваются и градиентом переходят друг в друга.
Это значит, что свет, идущий от двух разный источников смешиваясь, вносит свои коррективы, тем самым искажая цвет предмета.
Графическом редакторе можно выделить фон и заменить его чистым белым.
Но цвет предметов так и останется искаженным.
Камера Nikon D800, Tokina 100/2.8.
Баланс белого по серой карте.
Рисунок резкий, детали видны лучше. Фон все так же разноцветный.
Теперь возьмем большой рассеиватель 120х180см, и осветим его внешней вспышкой, получим рассеянный свет. Рассеиватель расположен горизонтально над листом ватмана. Такой же эффект можно наблюдать когда небо затянуто облаками. Свет вспышки, по своему спектральному составу, близок дневному белому свету.
Баланс белого по серой карте.
Лист ватмана стал почти белым, фактуру бумаги не видно. На поверхностях камней отразился наш рассеиватель, так блик «перекрыл» цвет камней.
Изменим точку съемки так, что бы источник света, который достаточно большой не отражался прямо в объектив.
Теперь блики подчеркивают форму и объем камней. Общий рисунок стал интереснее, цвет камней хорошо читается.
Проведем цветокоррекцию.
Сравним полученные результаты до и после цветокоррекции.
Фон светлее, цвета камней стали ярче и сочней, больше оттенков.
Изменения не такие значительные, но в целом картинка выглядит эффектнее.
Резкость.
Как уже говорилось, за резкость отвечает объектив.
При макросъемке глубина резкости довольно мала, но всегда ли нужна резкость по всему полю кадра? Здесь большую роль играет прорисовка мелких элементов, четкость и цвет.
Ниже представлена совместная работа профессионального макрообъектива и одной из лучших на сегодня, матрицы разрешением 36 мегапикселей.
Следующие две иллюстрации вырезаны из этого кадра.
Подведем итоги:
Фотография – это светопись. Свет, его спектральный состав, направление, рассеянность и жесткость, отражающая способность поверхностей предметов, выбор применяемой аппаратуры и её настройка, формат файла и его сжатие, цветокоррекция и усиление резкости в графическом редакторе, понимание всего этого позволит получить достойный просмотра результат даже на таком простом фоне как лист ватмана.
С уважением, Егоров Андрей.