«Переплетения, узелки, вьющиеся линии узора... Это удивительное ощущение, когда в твоих пальцах прихотливый хаос множества длинных и непокорных нитей превращается в полный гармонии и красоты Порядок узора», — так свое любимое дело описывает
— Наверняка многие в детстве пробовали плести простейшие узоры в технике макраме, но так и оставили там же в детстве это увлечение. Что Вас пленило в этом виде творчества и подвигло развивать навык?
— Да, как и у многих, моё увлечение макраме родом из детства, я начала плести в девятилетнем возрасте. Тогда мне в руки случайно попал потрёпанный самоучитель, с него всё и началось (кстати, рекомендую начинающим: книга совершенно замечательная и называется «Знакомьтесь с макраме», автор М.М. Соколовская). Несколько дней потребовалось, чтобы разобраться с основными узлами, затем взялась за их сочетания и несложные схемы изделий. Плести оказалось настолько же просто, насколько и интересно; вероятно, именно это и подкупило. Фенечки из мягкой цветной проволоки получались потрясающие! :)
Потом был длительный перерыв, а после рождения ребёнка я снова вернулась к макраме, и, как мне кажется, это уже навсегда.
Чем пленяет макраме? Меня, прежде всего, — пластичностью и многогранностью. Бесконечной свободой придумывать новые варианты узоров, сочетать цвета, использовать дополнительные элементы — камни, бусины, фурнитуру. Возможностью воплощать в узелках всяческие изгибы фантазии. Любые украшения, пояски, сумочки, элементы одежды, декор для дома, даже мебель — всё это макраме. Думаю, именно поэтому оно не надоедает.
— Есть ли в этом виде творчества поле для экспериментов или все основные узлы и приемы уже придуманы?
— Базовых узлов в макраме не так уж много, а наиболее употребляемых и того меньше, 4-5 штук. При этом нередко удивительной сложности узоры составляются из всего-навсего одного или двух узелков. Так что ответ одновременно и «да», и «нет» — при небольшом наборе несложных узлов в макраме имеется бесконечность их сочетаний, позволяющая любые эксперименты.
— Если на создание украшения уходит пара часов, сколько времени требуется на изготовление сумочки? Какая Ваша работа была самой трудоемкой?
— Насчёт пары часов на украшение — это довольно спорно. Порой и пяти не хватает, особенно если нить тонкая. Но в целом за день-два браслет или колье сплести можно. Тогда как на крупную сумку уходит, как правило, 10-12 дней, включая рассчёт длины, раскрой нитей и конечную сборку готового изделия.
Самым длинным проектом было панно формата А1 (хотя правильнее будет сказать «коврик») с логотипом организации, сплетенное на заказ. Потребовался месяц времени и вагон терпения, чтобы довести работу до конца. А второй по трудоемкости стала большая черная сумка, вот эта:
— Расскажите о творческом процессе. Как Вы выбираете материалы?
— Материалами я предпочитаю запасаться впрок по принципу «сейчас не куплю — завтра именно этого обязательно не хватит» (кстати, вполне жизненная ситуация). Когда вижу в продаже особенно красивые шнуры/камешки/бусинки, то в голове сразу возникает образ украшения, в которое их можно было бы превратить (главное, по возвращении домой успеть этот образ хотя бы приблизительно перенести на бумагу, пока он не испарился, вытесненный следующей идеей). Поэтому коробки с «хомячьими запасами» время от времени размножаются почкованием и завоёвывают всё новые территории балкона и полок.
Мне очень нравится работать с тонкими хлопковыми шнурами, а в последний год я активно осваиваю оплетение кабошонов; любимое сочетание — это агаты теплых тонов в комбинации с нитями осенних оттенков — коричневым, терракотовым, бежевым, приглушенно-оранжевым.
— Делаете ли Вы эскизы, рисуете ли схемы перед началом работы?
Рисование эскизов — абсолютно неотъемлемая часть процесса создания украшения. В попытке организовать творческий процесс для эскизов был заведён отдельный блокнот, но всё равно зарисовываю пришедшие в голову узоры, где «стукнет», на случайных клочках бумаги. Часто бывает так, что эскиз рисует сам себя, и в итоге получается нечто новое и весьма далекое от того, что задумывалось поначалу. А ещё очень удобно обвести камень в натуральную величину на листе бумаги, а уже потом пририсовать к нему — опять же в масштабе один к одному — любые завитушки, какие только придут в голову.
А вот подробную схему, как в учебнике, с разбивкой по узелкам и нитям, для себя не рисую; делаю такие только для мастер-классов и описаний своих работ.
— Какие инструменты нужны Вам в работе? В какое время суток Вы предпочитаете творить?
— Основной инструмент в макраме — это руки; из специальных приспособлений собственно для плетения нужна только несложная подушка на твердой подложке, чтобы закрепить изделие во время работы. Кроме неё и, разумеется, ножниц, часто в дело идет тонкий вязальный крючок (для продевания нитей в труднодоступные места), шило (чтобы продевать швензы в серьги, а также расплести узелки, если вдруг вкралась ошибка), и зажигалка для работы с синтетическими нитями и нанизывания бусин. Для превращения плетеной заготовки в украшение обзавелась набором небольших плоскогубцев и круглогубцев; а вместо сантиметровой ленты пользуюсь крошечной рулеточкой, которая сама себя сматывает, экономя время. :)
Работаю, как правило, либо в первой половине дня, когда освещение позволяет делать фото, в том числе процесса плетения; либо ночью, когда ложатся спать дети и можно плести, не отвлекаясь на дела. По природе я жаворонок, но давно и окончательно осовевший, поэтому нет какого-то особенного времени суток, на который приходился бы пик вдохновения; плету, когда получается, или когда нужно.
— Очевидно, что для многих Ваших работ источником вдохновения послужила природа. Расскажите, как рождается идея, какие ещё источники вдохновения помогают Вам в работе?
— Верно, природа — первый и, пожалуй, основной источник вдохновения. Переплетения ветвей, рисунки на крыльях бабочек, узоры на спинке ящерицы, танец огня и полёт облаков — могу любоваться и вдохновляться бесконечно, не надоедает никогда. Также нередко бывает, что идею рождают сами материалы — к примеру, необычный рисунок на камне. Бывает, что перебираю камушки и бусинки просто так, для удовольствия и релаксации. А ещё очень люблю рассматривать сложные и необычные работы мастеров других техник, особенно wirework, сутажную вышивку и работы из кожи, чтобы ощутить состояние «вот это да! а как бы это выглядело в макраме?»
— Аксессуары и украшения в технике макраме весьма необычны. В каких образах и стилях одежды они, на Ваш
взгляд, смотрятся гармоничнее всего и ярче раскрывают свой потенциал?
— В России для многих людей пока что непривычна сама мысль о том, что в технике макраме бывают бижутерия и аксессуары, а не только кашпо на окно и панно на стену. Так что многие до сих пор присматриваются к ним, не зная, как и с чем их носить. Прелесть же таких украшений в том, что их можно подобрать под любой стиль: ажурно-кружевное колье к романтическому образу, лаконичный кулон-подвеска к любимой повседневной блузе, строгий поясок для офисного костюма, или же невероятная сумка для наряда в стиле бохо; главное — не бояться экспериментировать и не терять чувства меры. Но, поскольку украшения эти текстильные и очень легкие, то лучше они сочетаются с летней одеждой. А вот пояски и сумочки можно носить круглый год.
— Расскажите о том, как Вам удалось выстроить работу с покупателями. Каких принципов и подходов в общении
с заказчиками Вы придерживаетесь? Любите ли вообще работать на заказ?
— Как, наверное, большинство мастеров, я всегда предпочту воплощение очередной новой идеи повторению уже сделанной работы. Однако заказы охотно принимаю и выполняю, стараясь максимально учесть пожелания заказчика. Если это пояс или сумочка, то в процессе работы с повторяющимся узором вполне можно вполглаза смотреть фильм или даже читать, руки при этом работают сами.
Принципы работы с покупателями очень просты. Прежде всего, это полная определенность с деталями заказа до начала работы; лучше потратить больше времени в начале, но договориться обо всём «на берегу», чем что-то менять и переделывать в процессе работы. А перед отправкой готового изделия всегда показываю заказчику подробные фото, дабы исключить любые недоразумения. Нравятся заказы, где есть место творчеству.
— Какой вариант свободного времяпрепровождения Вам по вкусу, чем Вам нравится заниматься на досуге? Кто
Вы по профессии, создание изделий в технике макраме — Ваше основное занятие?
— Я очень спокойный человек, и свободное время предпочитаю проводить в кругу семьи; играем с сыновьями или вместе что-то мастерим. В этом году освоили электролобзик и смастерили самый настоящий скворечник. :) Сама люблю книги и цветы. Идеальный отдых с моей точки зрения — это на даче устроиться на скамейке возле цветника с любимой читалкой и кружкой ароматного травяного чая. Ещё обожаю собирать грибы и просто гулять по лесу, как пешком, так и на велосипеде.
По профессии я социальный работник, а в текущий период жизни мои основные занятия — это воспитание детей и макраме.
— Традиционный вопрос: есть ли у Вас мечта в творческом плане? Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет
профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно
обладать, что необходимо развивать в себе?
— Мечтаю обзавестись собственной небольшой мастерской, с личным столом возле большого окна, шкафами для
запасов и специально оборудованным местом для фотографирования. А ещё есть желание однажды попробовать себя в
технике wirework, но пока на проволоку смотрю издали, с восхищением и некоторой опаской. :)
Всем, кто делает первые шаги на пути хендмейдера, мой совет — на полном серьёзе — для начала почитать статьи для новичков на Ярмарке Мастеров; мне в своё время они очень помогли. Ещё было бы хорошо подружиться с фотоаппаратом, чтобы уметь показать свои работы в наилучшем ракурсе. Всегда использовать только качественные материалы и инструменты и, конечно, не забывать об отдыхе.
А самый главный мой совет — не следуйте схемам! Пробуйте, выдумывайте, ошибайтесь и переделывайте, снова и снова, чтобы в итоге найти то самое своё дело, которым хочется заниматься каждый день жизни.
Я считаю, что у меня это получилось.