Мы подчас не отдаем себе отчет насколько важно для итога имеет не сам процесс изготовления изделия, а выбор темы, первые шаги на пути поиска вдохновения, определения идеи!
Это похоже на своего рода трамплин: удастся оттолкнуться как следует, и тогда весь процесс будет "пропитан" силой, энергией, задором этого первого рывка, которого с лихвой хватит на полет и общую картину, итог творения!
Итак, на вышку еще надо забраться, и тут у каждого мастера будет своя муза, свой источник вдохновения!
Предоставлю вам свой пример: идея выбрать темой работы русское народное искусство, его символику не оригинальна, не нова и даже накладывает свои обязательства, такие как изучение традиции и тому подобного, полное погружение в предмет изучаемый и надежда на то, что глаза раскроются навстречу красоте великих мастеров прошлого!
Конечно же нельзя не коснуться и самого хода работы над композицией проекта и изготовлением изделия в материале. Задуматься с самого начала о новизне и актуальности, о востребованности данного товара!
Немаловажно на сегодняшний день и то, что изделие будет функционально, необходимо, утилитарно!
Итак, можно определить главные акценты хода работы!
1. Выбор темы, определение идеи!
2. Поиск вдохновения! Здесь, понятно, что первые два пункта , при желании , легко меняют друг друга!
3. Актуальность и востребованность данного товара!
4. Удовлетворение эстетических потребностей человека!
5. Функциональность, утилитарность изделия!
6. Последовательная работа над композицией проекта, где понадобятся все накопленные знания и опыт мастера!
7. Изучение аналогов, посещение выставок похожей тематики, знакомство с творчеством наиболее известных мастеров.
8. Безупречное исполнение в материале выбранного проекта!
9. Свой сегмент на рынке действительно был определен правильно для данного товара.
10. И через все это яркий, стремительный порыв вдохновения и желания творить и развиваться, открывая глаза навстречу красоте!
На мой взгляд, следует отметить то, что данный мастер-класс не о том, как же легко, быстро и просто сделать красивую и незатейливую вещицу!
Как раз наоборот, о насколько же непрост и тернист путь мастера-художника!
Любой мастер знает определенные законы , средства композиции, но успешное применение этих законов зависит от некоторых обстоятельств, а именно:
художественного вкуса, прививаемого с самого раннего детства
профессионального образования( художественного)
индивидуальности, таланта самого мастера
накопленного опыта, специального и жизненного
страстного желания творить и развиваться!
Конечно, нельзя сравнивать, например станковое искусство и работу маслом по холсту с декоративно-прикладным искусством и скульптуру или украшение!
Но, если все-таки попробовать сравнить, а почему бы и нет, то приходим к выводу
в живописи автор эскиза является непосредственно и исполнителем работы, картины в материале: акварели, масле и т. д.
автор же эскиза уникального эксклюзивного украшения совсем не обязательно будет его сам исполнять в металле и камне.
Накопленный опыт в изобразительном искусстве позволил прийти к выводу:
безусловно нужен профессионализм в работе с материалом
быстрота исполнения и в то же время качество продукции
НО , именно тот, кто исполняет эскиз, проект является истинным автором этой продукции
и его профессионализм неизмеримо важнее и ценнее!!!
В работе с материалом много рутинного, ремесленного!
Творение и первые шаги эскизные и последующая колоссальная работа над композицией проекта, автором которой является художник-мастер, первостепенна!
Как пример представляю процесс создания подвесного светильника в детскую!
И чтобы сразу расставить все точки, и забегая быть может вперед, скажу, что мы выполнили здесь самостоятельно, своими усилиями:
ПРОЕКТ
РЕЗЬБУ
ОТДЕЛКУ
Лишь исполнение столярной конструкции, сборку выполнял столяр, другой мастер. Можно было бы и резьбу отдать и ничего бы не изменилось, да другая энергетика, но хороший резчик по образцу справится примерно одинаково с такой задачей.
А теперь, представьте, что резчик делает постоянно такие светильники, режет и режет и вот она вам , работа ремесленника, мастерство, да несомненно, опыт и профессионализм, бесспорно! Но....многое уже сказано!
И НИКАКОГО ТЕБЕ ВДОХНОВЕНИЯ, зная, что завтра опять то же самое.
Теперь непосредственно о КОМПОЗИЦИИ этого проекта.
Такой светильник - Окошко будет формировать
1 художественный вкус ребенка, поскольку имеет художественную ценность.
Располагаясь над письменным столом ребенка дает достаточно света, т. е. является функциональным предметом. Ведь это так важно, объяснить малышу, что нужно окружать себя действительно полезными вещами, в которых есть каждодневная необходимость.
2 Если дети видят смысл и полезность предметов, изделий, то и в свои действия они будут стремиться наполнить смыслом.
3 Окошко-светильник создает сказочную атмосферу, что может побуждать детей стремиться к познанию, выполнению уроков, домашних заданий именно за письменным столом, рядом с таким светильником!
4 Возможность смены репродукции художников, размещение алфавита, счета или экрана в светильнике, для показа любой познавательной информации!
Как некогда нам нравились диафильмы, так и сейчас ребенок с удовольствием воспринимает такой показ, только технологии немного изменились.
5 Идея, композиционное построение светильника уводит зрителей в созерцание 3-х миров:
мира небесного
мира земного
мира подземного ,
где о земном мире хочу поведать вам поподробнее. Петух и курица - символ жениха и невесты, мужа и жены, они всегда повернуты друг к другу. И тот и другой персонажи располагаются на половинах колеса, в спицах которого названия месяцев по древнеславянскому календарю( по моей, на основе традиционной версии).
У петуха - 6 холодных месяцев!
У курицы - 6 теплых месяцев!
Ведь не случайно же мальчики носят одежду с холодными оттенками синего, а девочки теплыми желтого, красного. И потом, мальчики должны на подсознательном уровне впитывать и через цветовые ощущения, что они защитники, мужественные, а девочки через те же цветовые ощущения, что они будущие матери, а значит более теплые! И вся эта информация близка и понятна любому ребенку!
6 Помимо языка символов, есть еще и общие законы композиции, которые если они продуманы в многочисленных эскизах, складываются в гармоничную, понятную ребенку картину!
композиционный центр
стилизация
симметрия
равновесие
ритм
соразмерность элементов друг другу и целому и т. д.
Если будут изъяны, то ребенок, так же как и взрослый будет их впитывать. А ведь именно в детстве так важно не испортить формирующийся вкус!
7 Немаловажное значение имеют и тактильные ощущения детей от прорезной и рельефной резьбы по дереву, теплоты и энергии самого материала!
8 Возможность открыть и закрыть створки Окошка - светильника вносит также элемент игры!
9 Разместить там свои небольшие любимые игрушки!
10 Ребенок просто привыкнет к этому изделию, оно станет для него любимой игрой-сказкой!
НАДЕЮСЬ, удалось сказать этим мастер-классом именно то, что сказал!
ВДОХНОВЛЯЙТЕСЬ, ТВОРИТЕ, снова ищите и находите стимулы к развитию, росту, но не забывая о том, сколь многое нужно будет узнать и применить, по крупицам добавляя и добавляя себе в опыт и профессионализм!