Пока идет неделя авангарда на Ярмарке, самое время ответить на вопрос: что же такое, по сути авангард, когда он появился и чем отметился на поприще изобразительного искусства? И чему мы можем у него поучиться?
Все началось почти 150 лет назад. Когда XIX век подошел к концу, завершилась логичным образом и изобразительная культура. Изощренность и сложность изображения дошли до такой степени, что дальше некуда; цвел махровым цветом декаданс, его завитушки, избыточность, порочное обаяние. И люди искусства порядком от этого устали. Кто-то пытался обратиться к античности, кто-то к средневековью, востоку, кто-то к возрождению…
Но это я отвлеклась. Искусство модерна тема неисчерпаемая, напишу как-нибудь в другой раз. Вернемся к нашим баранам. Ведь именно так, а то и похуже, называли молодых новаторов и бунтарей, которые логичным образом выросли на этой гниющей почве (Бенуа впервые, аж в 1910 году, написал слово «авангард» применительно к искусству. И был этим «авангардом» весьма возмущен. Что же говорить о менее продвинутых современниках). Возмечтав создать новое искусство, они начали с того, что решительно принялись корчевать все эти болотные лилии и опиумные маки декаданса, а культурное болото закатывать в асфальт.
На этом самом месте мы можем заслуженно погордиться. Ведь именно нашу родину можно считать колыбелью авангарда, по крайней мере в изобразительном искусстве. Назревала революция, рушились устои, а вскоре и рухнули совсем, и художники получили уникальный шанс начать с чистого листа. Что они и сделали, сбросив с парохода современности предшественников, и поставив жирную точку в конце всей старой культуры. Буквально сделал это Казимир Малевич в 1915 году, нарисовав тот самый черный квадрат.
Поразительно, сколько смыслов было выжато из этого нехитрого манифеста. Лично знаю людей, которые, наблюдая «Квадрат», видели всякие там вибрации. Это же буквально точка, конец всему. И то зерно, из которого должно вырасти новое искусство. Что же выросло? О, сколько всего:
Абстрактный экспрессионизм (Самый яркий представитель – Джексон Поллок, творил в пятидесятые)
Джексон Поллок, Хранители тайн (1943)
Беспредметность (абстракционизм)
В.Кандинский. Небесно-голубое. 1940
Дадаизм
Ханна Хех, 1929
Конструктивизм
Башня Татлина, 1920 Александр Родченко, 1925
Эл (Лазарь) Лисицкий, 920
Кубизм – ради шутки его придумал гений Пикассо. А остальные, не такие гениальные, восприняли всерьез.
Пабло Пикассо, 1911
Примитивизм
А. Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта». 1909 г
Супрематизм
Казимир Малевич, 1915
Футуризм
Давид Бурлюк
Экспрессионизм
Марк Ротко
Систематизм
Дмитрий Гаев-Орлов и Андрей Верещагин (наши современники)
И это даже не верхушка айсберга...
Можно только представить себе (и позавидовать), с каким восторгом все они рисовали по 25 картин за ночь, издавали самодельные книги в 1 экз., клеили коллажи, возводили картонные памятники и здания, в экстазе марали холсты пятнами чего только не.
И все они преследовали цель разрушить, развенчать, чтобы докопаться до основ и найти то, что отличает искусство от всего остального. Но Малевича, что неудивительно, никому превзойти не удалось. Жирная точка превратилась в нерешительное многоточие, а нового искусства ждем и поныне. А как увлекательно все начиналось: войдя в раж, веселая молодежь сбрасывала с того самого парохода современности и сюжет, и предмет, и цвет, и мастерство-ремесло, и саму цель искусства (которая в том, чтобы делать мир прекраснее). И когда все сбросили, осталось только раздеться догола и лаять на цепи, чем некоторые с успехом и занимаются (есть такой художник Олег Кулик, вдруг кто не знает). Авангард выполнил свою функцию – ниспровергнуть основы, и умер, потому что больше ниспровергать ему нечего.
Но его жизнь не была напрасной. Авангард открыл доступность самовыражения всем желающим. Возьми банку краски и забор, и твори не хуже Поллока и Ротко. Или обрезки цветной бумаги (лучше черной и красной) и клей – и будешь Малевич. Спасибо вам, друзья-авангардисты, от потомков – вы неисчерпаемый кладезь идей. Из авангарда, а во многом даже конструктивизма, вырос весь современный дизайн. Недаром в Полиграфе (институт печати, то есть) до сих пор готовы молиться на Малевича и Кандинского. Но это уже совсем другая история.
А чем же мы, рукоделы и практики, можем попользоваться из обширного наследия бунтарей и творцов нового искусства? Тут есть два пути: заимствовать идею или заимствовать форму. В первом случае мы берем основной тезис авангарда – отрицание. И создаем антивещи: ботинки, которые нельзя носить; одежду, которая неудобна и некрасива (желательно чтобы носящий оную вообще не был похож на человека); украшения из мусора; мебель, на которую страшно садиться. Все это очень интересно и почетно:
Марлоес тен Бомер (это туфли)
Linda Kostowski & Marshallah Design
Janna Syvanoja (По-моему, это кольцо. Материал – газета)
(Все картинки – omami)
Но если ваш практический ум не может смириться со существованием бесполезных вещей, есть план Б. Заимствуем форму, и вкладываем в нее наше уютное и привычное содержание. На выходе – свежая, нетривиальная, и оттого не менее полезная вещь. Куча народу уже пользуется.
Елена Китаева «Супрематические карты»
Вот идеи навскидку:
- Лоскутное одеяло «Супрематизм»
- Набор мыла «Клином красным бей белых» (в наборе соответственно красные и черные треугольники, ну и белый круг конечно)
- Кухня, покрашенная под Марка Ротко. Гости в шоке!
- Войлочный плед «Осенний ритм Поллока». Шерсть, ровница.
- Дадаистский комод (декупаж) – глянцевые журналы, лак.
- Супрематический Тедди-медведь
Ну и так далее. Принимаются любые безумные идеи. Авангард, ничего не поделаешь!