Художника-керамиста
— Ирина, наверняка Вы можете похвастаться интересной творческой биографией. Расскажите о себе и о том, как Вы начали постигать искусство керамики.
— Мне 63 года, живу в Москве. Закончила машиностроительный институт и много лет работала конструктором. Но со школы всегда увлекалась каким-нибудь рукоделием.
К 45 годам я попробовала многие виды творчества. Шила, вязала на руках, на машине, крючком, пряла, плела из лозы и бересты, занималась инкрустацией по дереву (маркетри). Хотелось попробовать себя ещё в чём-то. Но в чем?
И вот в 1995 году случайная встреча с прекрасным художником-керамистом Татьяной Петровной Чижевской предопределила мой творческий путь на многие годы. Меня покорили её работы из глины. Прежде всего, своим юмором.
И я решила попробовать себя в керамике. Для начала купила пластилин, который пролежал нетронутым целый год. Видимо, мне было страшно начать: ведь последний раз я лепила 40 лет назад, то есть в детском саду. Но всё получилось!
— Обучались самостоятельно?
На птичьем рынке купила ксерокопированный учебник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, сфотографировала учебники по керамике в Строгановке (Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова — Прим. ред.) и начала самостоятельное обучение всем хитростям этого ремесла.
Появилась малюсенькая стоматологическая печь размером с челюсть, поэтому первые работы были очень маленькие. Потом появилась печь побольше, потом ещё больше и рассчитанные на более высокую температуру, в которой можно было обжигать фарфор.
Сейчас в основном я работаю с высококачественным фарфором, заказанным в Англии.
Два года назад, увидев в интернете ажурную керамику зарубежных мастеров, решила тоже попробовать, но не на глине, как у них, а на фарфоре. Получилось, понравилось, и покупатели оценили.
Ещё одно направление, которым я сейчас очень увлечена — это работа с окрашенным фарфором без применения цветных глазурей в технике нерикоми и мокуме гане. Это древнейшие японские техники. Информацию по ним я нашла в интернете и у мастеров, работающих с полимерной глиной.
То есть фарфоровые массы разного цвета соединяют между собой различными способами: сдавливанием, скручиванием, вырезанием, выдавливанием и т. д., используя всевозможные инструменты и приспособления. В результате получается очень красивый, иногда непредсказуемый рисунок.
В технике мокуме гане он получается различным с «лица» и с «изнанки» изделия, в то время как в нерикоми рисунок одинаков с двух сторон.
Зарубежные керамисты уже много лет работают в этих техниках. В России я пока не встречала таких мастеров. Так как по образованию я технарь, то мне это интересно. А в каком предмете это будет применено — ваза, тарелка, блюдо — это не столь важно.
— Что стало Вашим первым изделием из керамики? Какие воспоминания связаны с самой первой работой?
— С моей первой работой произошла такая история.
Я сделала крошечную собачку из глины. И... продала её. Наверное, мне хотелось понять, нужно ли кому-то то, что я делаю, да и деньги очень даже не были лишними. Потом очень сожалела об этом. И через несколько лет случайно оказалась в этом доме и с большим удивлением и радостью увидела эту собачку. И, конечно, выкупила её.
— Расскажите, как Вы организовываете работу — как придумываете проект, как подготавливаете материалы к работе, из чего непосредственно складывается творческий процесс?
— Керамика для меня — это жизнь. Я не вижу себя без творчества.
Создание работы состоит из множества процессов. Года четыре назад я решила сделать шкатулку в форме яблока. Но мне хотелось, чтобы по конструкции она отличалась от общепринятых с верхней крышкой. Хотелось чего-то оригинального и я решила сделать вертикальную отодвигающуюся крышку.
Несколько недель ушло на продумывание конструкции и изготовление опытного образца из папье-маше. Затем нужно было изготовить из пластилина модели яблока и крышки и снять с них гипсовые формы. Далее процесс протекает следующим образом: отливка в формы, высушивание, доработка, утильный обжиг, глазурование, обжиг на 1200 градусов, глазурование золотом, обжиг на 800 градусов, сборка яблока и крышки.
После этой шкатулки сделала яблоко-колокольчик, в котором язычок выполнен в виде сердцевины с золотыми зёрнышками. Потом стала делать груши. Затем — ажурные яблоки и груши.
Пластилиновая и глиняная модели яблок
Гипсовая форма для яблока
— Сколько времени занимает процесс? Легко ли вообще его подсчитать?
Меня очень часто спрашивают о времени изготовления одной работы. Как говорил кто-то из великих художников: «Вся жизнь и еще две недели».
Лично мне на этот вопрос ответить очень сложно. В процессе работы может возникнуть куча неприятных неожиданностей, часто необратимых: отливка не выходит из формы, во время сушки пошли трещины, а при обжиге работу разорвало или повело, глазурь вспучилась или потекла т. д. и т. п.
Например, на изготовление только модели бегемота из пластилина у меня ушло более одного года. Интернета тогда не было. Найти литературу по анатомии животных и конкретно бегемота было непросто. Я ведь делала маленькую копию реалистичного бегемота. Но затраты стоили этого времени. Он «кормит» меня уже несколько лет.
— Когда Вам больше всего нравится творить? Как Вы обустроили свое рабочее место?
— Предпочитаю творить в одиночестве. Особенно тогда, когда осваиваю что-то новое. Лучше ко мне не подходить. Хорошо работается, когда убрана квартира, готов обед и никого нет дома.
Моё рабочее пространство в малогабаритной квартире — это расширенный на 20 см подоконник. Так как количество материалов и инструментов постоянно увеличивается, то идет постоянная борьба с мужем за вдруг освободившийся кусочек свободного места.
Будущая работа в технике нерикоми. Рисунок с обеих сторон одинаковый
Работы к обжигу готовы!
Очень красивый «брак»
— Ирина, расскажите же, из чего Вы создаете такие изумительные изделия.
— Сейчас я работаю с фарфором двух марок: «Париан» и «Бона Чайна».
Бисквитные (непокрытые глазурью) изделия из париана имеют слегка желтоватый оттенок с нежным матовым блеском и напоминают паросский мрамор, откуда и происходит его название.
Париан необыкновенно хорош после обжига. Он становится полупрозрачным и на поверхности появляется благородный сатиновый блеск. Но за его красоту приходится расплачиваться художнику — париан очень капризный и сложный в работе материал.
Полупрозрачность фарфора «Париан»
— Как рождаются названия Ваших работ? Начиная процесс, Вы уже знаете название, или оно приходит только по завершении работы?
— Названия работ рождаются по-разному.
Например, когда на Ярмарке Мастеров объявили конкурс к 1 апреля, я решила расписать тараканами кофейную пару и назвать её «Эхо коммуналки».
Почти все мои знакомые, услышав про тараканов, крутили пальцем у виска. После нескольких дней сомнений я поняла, что не могу не сделать эту работу. Потом решила сделать две кофейные пары: «День» и «Ночь». На ночной паре тараканы все видны, а на дневной они попрятались под чашкой и блюдцем.
Эта работа имела успех у покупателей, знакомых с коммунальными квартирами.
— Как Вы любите проводить время на досуге, как отдыхаете, чем нравится заниматься?
— С удовольствием занимаюсь внуками Арсением и Алевтиной.
Когда я в Москве, стараюсь каждый день погулять в лесу с собакой Элис хотя бы часик.
Летом на 5 месяцев уезжаю в деревню в Калужскую область. Очень люблю ловить рыбу и собирать грибы. В 50 метрах от дома есть маленький прудик, в котором водятся караси, а в жаркую погоду там плавает и Элис.
Из окон видно гнездо аистов. Они на протяжении 15 лет прилетают в нашу деревню и выводят по 4-5 птенцов. А перед рождением Арсения и Алевтины не раз сидели на крыше нашего дома.
С внуком и внучкой
Арсений делает отпечатки листьев на глиняной тарелке
Такие грибы растут в лесу около моей деревни
Это Элис
Аист сидит на столбе рядом с моим домом
— О чем Вы мечтаете в творческом плане, чего хотелось бы достичь?
— В совершенстве освоить техники нерикоми, мокуме гане в фарфоре. Ещё в планах ажурные светильники из париана, и года через 3-4 — организовать выставку. Может быть, персональную или на пару со знакомой художницей Еленой Стукалиной, совместно с которой уже было две выставки.
Мечтаю о поездке в Японию, но не с организованной группой туристов галопом по достопримечательностям, где нет свободы передвижений и всё заранее запланировано: шаг влево, шаг вправо, минута туда, пять минут сюда. Хочется спокойного путешествия, неспешных прогулок, неторопливого погружения в обычаи, природу и самобытность страны... С ностальгией вспоминаю именно о таких поездках с художниками в Париж и Нормандию.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Мои пожелания начинающим: преодолевать внутренний страх и боязнь, что что-то не получится. Надо пробовать ещё и ещё раз, не бояться. Развивать уверенность в себе.