Поговорим о гобеленах?
В предместье Эссена, у озера Бальденай есть вилла Хюгель – особняк в псевдоклассическом стиле, который построил для своей любимой молоденькой жены теперь уже всем известный человек..Он обожал давать инструкции, писать письма и вдыхать аромат конского навоза. Он, как огня, боялся сквозняков и, как сквозняков, боялся пожаров. Он отказался от дворянского титула, дарованного ему королем Пруссии, и дорожил статусом «пушечного короля», которого добился своими силами. Он, коренной немец, обожал все английское, и поэтому называл себя не Альфрид, а Альфред – на английский манер. Он бросил школу в 14-летнем возрасте, но к недоучке приезжали за знаниями и советом ученые, инженеры и императоры. В историю эта неординарная личность вошла как создатель стальной империи. Из 75 лет жизни около полувека Альфред Крупп занимался сталью. Он создал империю, которая в течение двух десятилетий считалась крупнейшей промышленной компанией в Европе. Вначале жена Альфреда, завидев подарок мужа – сумрачный замок, напоминавший склеп, собрала чемоданы, чтобы никогда более сюда не возвращаться, но постепенно всё изменилось. Внутреннее убранство виллы появилось не благодаря, а, скорее, вопреки желаниям Альфреда Круппа. Это – заслуга женщин большого дома. Оно отличается изысканным вкусом. Стены залов увешаны гобеленами старинной работы. Утверждают, что это – самая крупная в Германии коллекция гобеленов. Среди них известная коллекция «Деяния апостолов», подаренная семье Крупп императрицей Марией-Терезией и размещенная в гостиной.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.
Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.
Гобелен - Людовик XIV вместе со своим братом Филиппом и Кольбером посещает мануфактуру Гобеленов. Фрагмент шпалеры. 1667 год
По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.
Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.
В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.
История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.
В Европе впервые гобелены стали изготавливать немецкие монахи для утепления своих каменных зданий. Да и красиво было. Наиболее интересными считаются гобелены из Хальберштадтского собора: «Ангелы и апостолы» середины 12 в.и «карл» 1200г. Кроме того, изготовлением шпалер занимались странствующие ткачи в богатых домах.В отличие от восточных знатных особ, в Европе тех лет гобелены вешались на стены замков и помимо красоты служили неким утеплителем.Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, но также украшали замки и дворцы,. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.
Гобелен - Смерть Анании. Шпалера по картону Рафаэля из серии «Деяния апостолов». Ватиканская пинакотека
Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.
В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur – фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.
К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства . Иногда художники специально занимаются изготовлением картин, выполненных по «малому шаблону». Созданием эскизов для гобеленов занимались такие известные художники, как Рафаэль, Лебрен, Дюмон.
Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.
В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.
Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. В 1662 году XVII века, Людовик XIII заказал «Историю Константина» великому Рубенсу, желая обновить сюжеты, которые чрезмерно часто повторяли, а 1627 год сыграл большую роль в истории гобеленов, именно тогда из Италии возвратился Симон Вуэ, следуя приказу короля. Симон организовал на мануфактуре Гобеленов отличную мастерскую, в ней изготовлялись шпалеры по его картонам и рисункам. Ценилась высоким качеством продукция французских мастерских, в разных парижских цехах были изготовлены гобелены «Психея», которые первоначально создавались в Брюсселе специально для Франциска I.
Гобелен - Гнев Ахилла. Шпалера по картону Рубенса. 1630—1635 гг.
В 1662 Кольберу объединил разбросанные по всему Парижу мастерские в одну мануфактуру шпалер, для того, чтобы увеличить шансы на конкурирование парижских художественных произведений с продукцией близлежащих стран. Именно это решение можно назвать началом улучшения и обновления гобеленов во Франции. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.
С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.
В XVIII веке гобелены стали в большей степени копиями живописных произведений. Предметом изображения обычно служили пейзажи, сцены охоты и сельской жизни, часто с более реалистичной перспективой, чем когда-либо ранее. Сцены портовой жизни и рыбной ловли, излюбленные фламандскими ткачами, конкурировали с французскими пасторальными сценами.
В XVIII-XIX веках появилась потребность в гобеленах, выполняющих более декоративную роль в интерьере. В результате появился богато орнаментированный стиль XVIII века. Основными сюжетами стали натюрморты, флора, архитектура, а также сочетания этих элементов
Мастера гобеленов вдохновлялись живописными полотнами голландских и фламандских художников. Также в этот период появились так называемые "Портьеры", первоначально предназначавшиеся для драпировки дверных проемов.
XX век обозначился расцветом древнейшего декоративно-прикладного искусства гобеленов. Фернан Леже, Василий Кандинский, Сальвадор Дали создавали картоны для шпалер.
Конечно, художественная красота и ценность нынешнего промышленного гобелена несравнима со старинными шпалерами, но до чего же приятно наблюдать, когда в помещении, оформленном в жестких холодном стиле размещают памятку исторического декора, красивое текстильное полотно.
Размер 129см х 114см
Размер 97см х 71см
Размер 170см х 88см
Размер 92см х 52см
Размер 140см х 105см
Размер 77см х 106см
Размер 72см х 64см
Если Вас заинтересовал один из этих гобеленов, напишите мне, пожалуйста, в личку и я отвечу с удовольствием на все вопросы.
************* *********** **********
Внимание! Если Вы используете мой текст в своем описании, копируя его, дайте, пожалуйста, ссылку на источник,т.е. на мой магазин, иначе это будет считаться ПЛАГИАТОМ!!!
************* *********** **********