Этот мастер-класс родился, когда мой знакомый попросил научить ткать его дочку. Весь вопрос заключался в том, что живут они в другом городе.
Начнем немного издалека. Еще на лекциях по философии культуры мне запомнилось, что не во всех культурах и не во все времена мир был трехмерным, а время текло линейно, как у нас. Например, в средние века, время текло не только из прошлого в будущее, но и из будущего в настоящее. Именно так, на мой взгляд, оно течет у каждого мастера.
Когда рождается образ изделия, это изделие уже есть в будущем. И вот, вы находите материалы, подбираете инструменты, садитесь его воплощать, — через какое-то время изделие оказывается в ваших руках, в настоящем. То есть из будущего пояс проступает в настоящем.
Вот с этого мы и начнем. С того, какой поясок у нас с вами задуман.
Немного о самой технике ткачества на бердышке.
Тут существуют два варианта. Один перекликается с нитовыми поясами (на ниту, на сволочке), когда для основы берется нечетное количество узорных нитей и две тонкие нити, которые вместе с утком создают фон пояска. Раньше узор обычно ткался шерстяной ниткой и получалось, что на одну узорную шерстяную нить приходилось две льняных. Я, чаще всего, беру в качестве узорных толстые хлопковые нити, и чередую с нитками «ирис». То есть 1 хлопковая, 2 «ирис» (заправка 1к2). К сожалению, современная шерстяная пряжа очень красива, но не всегда прочна, — не каждая выдерживает натяжку, а я люблю, когда нити пояса «звенят».
Вот так это выглядит на практике, во время снования.
Тем, кто только начинает, нужно учесть, что чем толще нити основы, тем шире пояс и тем легче ткать. В свое время, когда я училась, узорной нитью у меня был «ирис», а две фоновые — нитки №10. Тот, кто ткет, тот поймет каким героем я была, соткав метровый поясок и не забросив ткачество. С другой стороны, ткачество — процесс трудоемкий и мастер, которая меня обучала, была права, задав мне такую задачку в самом начале пути. Ручная работа… она вообще редко бывает легкой в современном понимании, это всегда время, и всегда труд.
Я сама так бердышко не использую, и с перебором 1к2 тку на сволочке.
Другой вариант, когда основу пояса составляют нити (обычно) двух цветов, взятые поровну четное число раз. В готовом поясе уточная нить не видна совсем.
Тут суть в том, что в первом варианте узор состоит из нечетного количества нитей, а во втором – из четного. Обучаться мы будем второму варианту (заправка 1к1).
И так, предисловие наконец-то завершено.
Чтобы наш поясок попал к нам в руки нам потребуются:
1. Нити трех/четырех цветов (два цвета на узор и один/два на кромку, которая будет оберегать наш узор).
2. Собственно бердышко.
3. Пояс от махрового халата.
У меня еще есть:
4. Крючок (нашла среди хозяйственных товаров).
И мой 5. Деревянный нож, которым я перебираю узор и прибиваю нити. Кто-то не использует косарик (бральницу) и прибивает все руками, кто-то использует для этих целей линейки… Я же своим косариком, надышаться не могу и, полагаю, что раз нашлись время и деньги на покупку бердышка, то и косарик не помешает. В свое время, когда я только начинала ткать, найти мастеров, которые делают инструменты для ткачества, было сложно, — сейчас найти «своего» мастера не составляет труда. И, несмотря на то, что мастер-класс рассчитан на начинающих и соответственно, многое можно сделать из подручных материалов, без инструментов и уважения к собственной работе, мастером не стать.
Вот наш узор, который мы перенесли на бумагу.
Берем 10 нитей одного цвета, и 10 нитей другого цвета + 8 ниток кромки. Длину нитей определяете вы сами, если решились ткать пояс, то не меньше двух метров (длина готового изделия + 50-70 см.). Длина вашего пояска будет зависеть от качества нитей и того, насколько плотно вы будете ткать.
N.B. В начале вашего пути как ткачеи, нити берите одной толщины и качества. Например, не стоит сочетать обычные хлопковые нити и мерсеризованный хлопок. Это поможет вам, чтобы и узор лег ровно, и натяжку все нити держали одинаково, и чтобы часть нитей не закончилась намного раньше других, так как в процессе ткачества ложатся они по-разному. Экспериментировать конечно можно и нужно, но чуть позже. Задача вашего первого пояска — вас радовать, а не прятаться стыдливо в закрома.
Продеваем нити в бердышко: все нити зеленого цвета у нас в отверстиях, все нити желтого цвета у нас между планками. Кромка на ваше усмотрение.
На фотографии у меня один вариант кромки, я же заправила в итоге:
с |
| б |
| б |
| б |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| б |
| с |
| с |
| с |
|
| с |
| с |
| с |
| б |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| б |
| б |
| б |
| с |
Верхний ряд: нити между планками, нижний ряд — в отверстиях.
У меня цвет кромки скорее бирюзовый, но обозначим его буквой «с», дабы не путать с бежевым.
с — синий; б — бежевый; ж — желтый; з — зеленый.
Закрепляем один конец пояса на себе (я для этого раньше использовала поясок от обычного махрового халата, зарекомендовал он себя на ура, до сих пор «жив» и выдюжил не один тканый пояс), а второй конец «на стену», а точнее на все, что выдержит натяжку и не оборвется (тут мне помогает крючок). Ненужные нам нити, т.е. «хвостик», который остался «за крючком», собираем в косичку, чтобы основа не путалась и не грязнилась волочась по полу.
Мне рассказывали, что нити основы собранные в такие «косички» могли храниться в сундуке до того момента, как придет время их ткать.
Натяжение основы должно быть равномерным, в этом случае всегда образуется натуральный зев, — расстояние между верхней (нити между планками) и нижней (нити в отверстиях) частями основы.В этот зев вкладывается конец уточной нити, запас которой намотан на челнок (или в клубочек, который по размеру спокойно пройдет в зев).
Берем уточную нить и продеваем ее.
Меняем зев (поднимаем бердо) и прокидываем уток, а также закрепляем пояс, возвращая свободный конец нити.
Собственно ткем: прокидываем уток, меняем зев и прибиваем предыдущий ряд косариком.
Пояс представляет собой жизнь человека от рождения до смерти, поэтому и узор на поясе рождается из простейшего элемента («зернушки» при заправке 1к2, полос — при заправке 1к1) к сложной форме основного узора, а завершается снова «зернушкой»/полосами.
Итак, семь дней творения завершены, и начинается жизнь. Кладем поближе тетрадку со схемой и нужные нам нити поднимаем, ненужные — опускаем.
Второй ряд узора.
Важно! Так как вы перебираете нити справа налево, сначала всегда идет желтая нить, потом зеленая. То есть, если вам нужно опустить нити верхнего ряда (зеленые), то сначала вы поднимаете желтую нить, только потом опускаете зеленую, и наоборот — сначала опускаете желтую и потом поднимаете зеленую нити.
Поясню, почему так.
Напоминаю, что заправка у нас выглядит следующим образом:
с |
| б |
| б |
| б |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| б |
| с |
| с |
| с |
|
| с |
| с |
| с |
| б |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| б |
| б |
| б |
| с |
Следовательно, на одну клеточку узора у нас две узорных нити, и если вы сначала поднимите/опустите зеленую, а потом желтую, то вы и нити перепутаете и со счета в узоре собьетесь.
Вот так у нас выглядит первый ряд (кромочные нити я убрала, чтобы не отвлекали, они у нас как заправлены, так и ткем):
з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
|
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
После перебора у вас должно получиться:
| ж |
| ж |
| ж | з |
|
| ж |
| ж |
| ж | з |
| з |
| з |
|
з |
| з |
| з |
|
| ж | з |
| з |
| з |
|
| ж |
| ж |
| ж |
Второй ряд узора. Дано изначально:
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
|
Перебираем и получаем:
| ж |
| ж | з |
| з |
| з |
|
| ж |
| ж |
| ж | з |
| з |
|
з |
| з |
|
| ж |
| ж |
| ж | з |
| з |
| з |
|
| ж |
| ж |
Третий ряд изначально:
з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
| з |
|
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
После перебора:
| ж | з |
| з |
| з |
|
| ж |
| ж |
| ж |
| ж |
| ж | з |
|
з |
|
| ж |
| ж |
| ж | з |
| з |
| з |
| з |
| з |
|
| ж |
Напоминаю, что на десять клеточек узора мы с вами заправили двадцать узорных нитей, соответственно, чтобы не путаться при счете — зеленую и желтую нити считайте как одну. То есть первый ряд: «три отодвигаем, три меняем, одну оставляем, три меняем».
Если запутались и забыли, поднимать вам бердышко или опускать, то, как ориентир, вам помогут кромочные нити.
Следует помнить, что уток не должен быть толще узорных нитей, так как это сильно вытянет узор, но и намного тоньше — в начале вашего пути, тоже нежелателен. Узор будет получаться мельче, а для начинающих имеет значение, за час вы соткете 5 см или 1 см. Всегда радостно видеть, как много вы уже прошли и, что заветный поясок стал на несколько сантиметров к вам ближе.
Если у вас нет никаких добавочных приспособлений, то тонкий поясок можно закрепить обычной булавкой, главное, чтобы была ровная натяжка нитей основы. В свое время я именно так и ткала.
Ну и на последок. Сотканный таким образом поясок по толщине и добротности очень близок к поясам тканым на дощечках. Для сравнения один и тот же узор с заправкой 1к1 и 1к2 (профиль и анфас).
Кромка пояска сделана специально таким образом, чтобы подчеркнуть объем узорной части.
Что еще мне хочется сказать. Я очень не люблю слово «образец» применительно к народным ремеслам, оно напоминает мне школьные уроки труда. Если вы решились ткать, но боитесь замахнуться на двухметровый традиционный пояс, начните с очелья, с браслета, с пояска в метр длинной к современной одежде, но не оставляйте у себя на задворках мысль: «я сейчас учусь, и так сойдет». Ошиблись, вернулись на шаг назад, распустили до верного места и дальше продолжаем ткать. Меня учили именно так.
Не относитесь к поясам как к уроку, который необходимо сдать на пять, но и пренебрежение здесь неуместно. Все же ваша работа должна доставлять вам радость и удовольствие, в ином случае — зачем оно вам? А ошибки, которые могли быть исправлены, всегда вызывают досаду и желание спрятать неказистый образец.
Могу сказать про себя. Свой первый поясок я ткала в подарок. Спустя много лет я снова его увидела, — подруга, которой я его подарила, все еще его носила. Мне были видны все его недостатки, но она носила его как гашник, с поневой, и эти недостатки видела только я. А вещи, которые ткутся как образец, редко находят себе применение в жизни.
Надеюсь мой мастер-класс был вам полезен, и поясок для себя любимой у вас получился.