Для работы нам понадобятся:
- бумага для рисования тонированная (либо пастельная бумага);
- пастельные карандаши;
- простой карандаш;
- клячка;
- белая гелевая ручка;
- ватные палочки.
Ну, и конечно же, исходник — мне таковым послужило фото актрисы, звезды сериала Mr.Robot — Portia Doubleday из свободного доступа.
1. Подбор материалов.
Это, пожалуй, один из важнейших этапов работы в любой области. Применительно к рисунку скажу следующее — качеством пренебрегать нельзя.
Бумага: выбирайте проверенные марки, пусть бумага будет плотной, приятной на ощупь. При использовании тонированной бумаги важно подобрать оттенок, который впоследствии поможет вам при введении цвета, который можно будет оставить открытым в каких-то учасах, а не перекрывать полностью. В данном случае мне приглянулась бумага тёмного бежево-серого цвета — отличная основа для телесных тонов и цветов, преобладающих в переливах светлых волос.
Карандаши: остановитесь на ярких карандашах, с мягким грифелем, обязательно опробуйте выбранную марку в магазине на листочках, где расписывают ручки и так далее — если карандаш, будь то акварельный, просто цветной или пастельный, выдает блеклый цвет, крошится при нажатии или царапает бумагу — это не то, что вам нужно. Нажатие на карандаш должно вытаскивать из него всю насыщенность цвета, близкую к маркеру на кончике или ровно такую же, иначе удовольствия от процесса не будет никакого.
Клячка (мягкий ластик) — любая, для удаления излишков графита и пастели.
Белая гелевая ручка — для «искр», мельчайших бликов, контрастных контуров — должна плотно перекрывать любой цвет, выбирайте качественный гель, не водянистый и полупрозрачный.
2. Набросок.
Существует несколько подходов к выполнению основы рисунка. По школе мы должны вначале выполнить все построения, затем смягчить контуры, удалить лишний графит, оставив чистый, качественный контур, после чего приступить к цвету. Выполнить набросок можно как простым карандашом, так и цветным, не сильно нажимая на грифель, так как цветной карандаш сложнее стереть в случае ошибки. Контур, выполненный цветным карандашом грамотно подобранного цвета (преобладающий цвет тени, к примеру) в последствии станет частью работы, удалять его не придется. Но простым карандашом работать легче.
В данной работе контур я сделала совсем общий — наметила глаза, контуры фигуры, основные линии лица. Такой набросок сделан только для определения места фигуры в листе и определения основных пропорций, все детали я буду проверять и уточнять уже в цвете.
3. Цвет.
Приступаем к самому интересному — раскрашиванию, так сказать :) Главное здесь — оглядеть свои материалы и сразу решить, какие цвета будут использованы в работе. Это процесс не только визуальной оценки, но и рационального анализа изображения.
Вот, например, лежит у вас в наборе такой привлекательный карандаш телесного цвета. А то и несколько телесных оттенков. Класс! Кожу можно сделать с их помощью. Но не тут-то было :) Внимательно изучите тени на лице. Блики. Окружающую фигуру среду. Вот, что определит цветность — среда, рефлексы, отсветы, они отвечают за реалистичность и правдивость. В моём случае светлая кожа модели оживает засчет серо-зеленых, фиолетовых, охристых и серо-коричневых оттенков. Тот же серо-зеленый есть и в переливах волос. Светло-желтый — цвет самых ярких участков лица и волос.
Важно! При работе с пастелью обязательно подложите под рабочую руку листок чистой бумаги, чтобы не смазать рисунок — листок под рукой не должен перемещаться относительно рисунка.
Я всегда начинаю с глаз. Или с одного :) Если он вышел живым, смотрящим ярко и свежо — работа пойдет как по маслу. Главное — верно поставить блик. Глаза — центр притяжения для всей работы. Очень важно даже при маленьком формате работы уделить внимание строению глаза (как и других частей лица!). Пропорции радужки и зрачка, толщина века, ресницы, макияж — дайте будущему созерцателю понять, что вы знаете, что рисуете, то есть знаете строение, уверенно лепите форму в плоскости листа.
Одна из особенностей пастели — при растушевывании она теряет яркость. Растушевываю я ватной палочкой — слегка потираю нужный участок. Маленькая поверхность палочки позволяет делать точные движения не задевая лишнего. Не принимайте свежий штрих карандаша за финальный вид — всё еще сто раз перемешается :) Старайтесь вводить цвет параллельно на нескольких участках работы, если не на всех. Это поможет цельно вести работу, не забывать о рефлексах и их цветах.
Многие художники резко негативно относятся к применению чёрного цвета — действительно, он очень коварен и может сделать совершенно плоской тень или часть фигуры, но если на модели присутствует откровенно черный цвет — не бойтесь его применить :) Ошибкой будет делать тень на чёрном объекте просто темнее или насыщеннее. В ней обязательно присутствует цвет — лиловый, изумрудный, что-то да будет.
По мере продвижения начинаем проверять глазомер — верен ли изначальный набросок? Сверяем ключевые точки, проводя через них вертикали и горизонтали. Уголок глаза и уголок рта — лежат ли они на одной вертикали или нет? Зрачки левого и правого глаза — на одной ли горизонтали? Постепенно зависимости точек образуют сетку, по которой можно ориентироваться и доводить работу по пропорциям до оригинала.
Проверяйте себя всё время, иначе можно с ужасом обнаружить неверную посадку уже законченного и так хорошо проработанного элемента, будь то ухо, глаз или губы. Следим за формой бровей, складочек века — именно обрамление глаза сформирует похожесть взгляда и настроение.
Вот мы добрались до той степени детализации, когда можно добавить блики — я их обожаю :) Работа сразу становится живой. Блеск придаем губам, глазам и кончику носа. Добавим для эффектности контур белоснежной рубашки. Не забываем о среде — в данном случае это голубой фон, вот пусть этот голубой цвет заиграет рефлексами на глянцевых губах и белках глаз. Совсем немного, один штрих. Такие детали очень важны для последующего восприятия. Их не должны замечать сразу, но когда заметят — оценят вашу скрупулезность, внимательность и мастерство.
Рефлексы серо-зеленого цвета не забываем положить на подбородок и дальнюю часть лица. Добавляем яркости затененным участкам кожи — шея, ушные раковины, не оставляем их без внимания.
Вводим цвет фона, параллельно уточняя контуры волос и лица. Продолжаем добирать яркость и тон лица и деталей — работа не закончена, пока она не закончена :) Нашли что-то, что хочется сделать ярче или приглушить? Делайте это. Откладывайте работу в сторону. Смотрите под углом. Переворачивайте вверх ногами. Всё это поможет увидеть огрехи пропорционирования и работы со светотенью.
По мере проработки контура, заполняем цветом волосы. В блондинистых волосах всегда много болотных, серо-зеленых и охристых оттенков. Вблизи лица вводим цвета с кожи — то же правило рефлексирования — темно-фиолетовый, коричневый и так далее.
Работа близится к концу — мне захотелось оставить рубашку графичной, контрастно непроработанной относительно лица и волос. Заливаем воротничок белым гелем, выделяем швы, а саму плоскость рубашки заполняем растяжкой серого цвета, оставляя пастель нерастушеванной, чтобы проступала "скорлупа" бумаги.
Вроде всё... Смотрим на работу еще раз — всё ли в порядке? Если да, то впереди только один приятный шаг... Фотосессия!
Для того, чтобы работа радовала глаз долгое время — распылите на неё лак для волос с расстояния 15-20 см, лака достаточно совсем немного, но если вдруг переборщили и на бумаге появился влажный след — не беда, высушите работу и наслаждайтесь её красотой :)
Надеюсь, этот процесс и описание окажутся кому-то полезными, спасибо за внимание! :)