Добрый день, уважаемые Мастера! Хочу поделиться с Вами мастер-классом по созданию настенной композиции «Древесная лягушка». Еще прошлым летом я нашла в лесу старое засохшее дерево, благодарю которому я пополнила свои запасы материалов кусочками фактурной древесной коры. Долгое время они лежали без дела, и вот, наконец наступила весна и старое дерево обрело новую жизнь! Да еще обзавелось постоянным обитателем, который вылез погреться на весеннем солнышке)
Мне довольно сложно указать время создания работы, потому что у меня оно растянулось аж на пару месяцев в связи с работой и другими занятиями. Но, наверное, если работать каждый день понемногу, учитывая время на застывание, запекание, засыхание получится как раз недели две. В любом случае это примерные сроки.
Для работы Вам понадобятся следующие материалы и инструменты:
- кусочек древесной коры;
- полимерная глина и холодный фарфор;
- проволока разных диаметров (потолще для каркасов, потоньше для скрепления);
- каттеры, стеки, бокорезы, плоскогубцы и другие сопутствующие инструменты;
- прочие второстепенные материалы – клей, искусственный мох, туалетная бумага (для папье-маше), масляная краска, лаки.
Начнем, конечно же, с создания главного героя – лягушки, пристроившейся на коре дерева. Мне этот лягушонок видится мальчиком, так что давайте дадим ему имя – пусть будет Павликом – так легче будет описывать процесс его создания. Сначала найдем на просторах интернета картинку-образец, с которой мы будем сверяться, чтобы наш лягушонок был реалистичным.
Итак, Павлик начинался с каркаса. Сначала скручиваем между собой две проволоки – из концов образуются задние и передние лапки. Потом добавляем третью проволоку, из нее делаем голову, а противоположный конец оставляем длинным, выходящим примерно из живота – этим Павлик будет крепиться к коре.
Дальше делаем каркасы «кистей» и «ступней». Сверяемся с первоисточником - на «руках» четыре пальчика на «ногах» пять. Способ крепления дополнительной проволоки виден на картинках – скручиваем несколько петель проволоки потоньше, серединой большой петли соединяем с каркасом и делаем несколько витков, потом нижнюю лишнюю петлю откусываем бокорезами. Потом из оставшихся петель делаем каркасы для пальчиков. Правда в процессе дальнейшей работы я поняла, что можно было сделать каркасы лапок и попозже, в начале в них нет необходимости, можно их прикрепить на этапе лепки лапок.
Дальше смазываем весь каркас Фимо-гелем, чтобы пластика надежнее сцепилась с металлом, и начинаем лепить тело. Я постепенно наращивала объемы – запекала несколько раз. Вообще наш Павлик за время создания побывал в духовке раз 10-15. Главное не повышать температуру, а запекать можно много раз.
Потом начинаем лепить лапки, все так же сверяясь с оригиналом.
Брюшко облепляем светлой пластикой
Делаем прорезь рта.
Пальчики у нашего лягушонка будут ярко оранжевые. Сначала предварительно облепляем проволочки-пальчики и запекаем, чтобы закрепить форму. Не забываем примерять его к коре – чтобы лапки не висели в воздухе.
Между пальцев делаем перепонки из тонко раскатанной пластики, а на кончиках кругляшки.
Дальше делаем на боках Павлика характерную расцветку - желтые прожилки на синем фоне. Для этого собираем простую колбасу из полимерной глины, потом делаем тонкий срез и на фимо-гель примазываем к лягушачьему боку. У основания лапок надо аккуратно разгладить свежую глину, чтобы все выглядело натурально.
Теперь глаза. Глаза у всех сородичей Павлика выдающиеся во всех отношениях. Кругляшки надо подобрать соответствующие – и чтобы не совсем карикатурно-большие, но при этом и достаточно выразительные. Шарики запекаем.
Сначала на мордочку налепляем кусочки зеленой пластики – это будут веки. И в них вминаем наши запеченные глазки. Тут придется усердно поработать – глаза должны быть максимально одинаковыми и на одном уровне. После того, как мы найдем им подходящее положение – отправляем Павлика в духовку. Ну и последнее дополнение к глазам – добавляем зрачок.
Вот наш Павлик почти готов – его осталось щедро покрыть лаком, чтобы он блестел, как настоящая склизская лягушка)
А пока Павлик сохнет под слоями лака, перейдем к веточке.
Все, что нам понадобится, представлено на картинке – каттеры, стеки, резиновая подушечка, молд, холодный фарфор, клей, бокорезы, проволока.
Сначала проволоку облепляем тонким слоем холодного фарфора. Это наша середина листа.
Потом раскатывает глину и каттером вырезаем нужную нам форму. Стеками с круглой головкой истончаем края на резиновое подушечке. Размер листиков должен понемногу уменьшаться к верхушке.
Придаем листикам фактуру с помощью молда.
Аккуратно приклеиваем заготовленную проволоку.
Придаем естественную форму и изгиб, и окрашиваем масляными красками. В процессе окрашивания я увлеклась и забыла сфотографировать, но это дело несложное – сначала придать листикам основной зеленый тон, потом немного оживить их – жидко разбавленной желтой краской заполнить прожилки, немного осветлить края (либо наоборот затемнить – смотря какое растение хотите изобразить). Потом покрываем матовым лаком, чтобы закрепить краску и добавить листикам легкий естественный блеск.
Далее из толстой проволоки делаем заготовку ствола веточки и примеряем ее к коре. У нее тоже должны быть крепления, которыми она будет присоединена к коре (как и проволока, торчащая из живота у Павлика). .
Тонкой проволочкой приматываем листики к стволу веточки.
Потом методично облепляем веточку холодным фарфором (предварительно щедро смазав проволоку клеем ПВА). Я это делала в несколько заходов. Иголочкой процарапываем фактуру
Покрываем ствол краской, можно в несколько этапов разными тонами, чтобы было аккуратнее и естественнее.
Далее, чтобы придать веточке и коре большую натуральность, я присыпала ее имитацией мха.
Дальше надо собрать все воедино. В коре просверливаем дырочки в тех местах, где будут крепиться веточка и Павлик. Павлику надо найти подходящее положение, чтобы он красиво и прочно сидел. Крепежную проволоку, пропущенную через просверленные отверстия, с обратной стороны загибаем.
Обратную сторону композиции нужно полностью покрыть массой папье-маше. Необходимо это сразу по нескольким причинам – это сделает нашу кору крепче и не будет риска, что от нее отвалится кусочек, сзади не будет ничего сыпаться, ну и наконец папье-маше закрепит крепежную проволоку, на которой держится главный герой, веточка, а также петелька, на которой композиция будет висеть.
Вот так выглядит задняя часть непосредственно перед заполнением папье-маше (по краям я уже начала наносить массу).
Папье-маше, который я здесь использую, можно назвать техническим. Делается смесь очень просто – берем самую дешевую серую туалетную бумагу, разматываем и рвем на мелкие кусочки. Потом добавляем совсем немного воды, чтобы бумага стала чуть влажной и рвем дальше. Потом массу дополнительно перемалываем в блендере и добавляем много ПВА, чтобы смесь стала похожа на глину. Мелкие и четкие детали из такой массы вылепить не получится, но очень удобно ее использовать для различных технических нужд – после высыхания она станет легкой и прочной.
Ну а нам остались последние штрихи – дождаться полного высыхания папье-маше, покрыть его краской и лаком, красиво расположить листики на веточке – и готово! Можно вешать на стенку.
До
После
Ну а это наш Павлик греется на весеннем солнышке)
Удачного Вам творчества!