Пояса обычно ткутся на шаблонах, на дощечках, на ткацком станке с поворотным механизмом и других приспособлениях. Я тку пояса на обычной раме, наверное, просто потому, что могу. А также нет желания вдаваться в изучение других техник ткачества именно поясов, т. к. для меня пояса всё же лишь интересный побочный продукт. К тому же, я думаю, что именно для поясов и сумок ткачество на подрамнике подходит особенно хорошо. На подрамнике возможно создать очень сильное натяжение нитей основы и сильно подбить сотканное. За счёт этого нити основы полностью перекрываются утком, и изделие приобретает большую плотность. В результате мы получаем уже не совсем ткань, а нечто напоминающее по плотности толстую кожу.
Расскажу подробнее об инструментах и материалах. Я тку на подрамнике размером 140х140 см. Существуют рамы, в которых основа натягивается на гвоздики, набитые на верхний и нижний брус. В моём случае вместо гвоздиков используются небольшие насечки, сделанные ножовкой по металлу. Рамы с гвоздиками, как мне кажется, более трудоёмки в изготовлении и травматичны в использовании.
Для работы понадобятся челноки (у меня они металлические), но можно обойтись и без них, просто сматывая в небольшой моток рабочую нить.
В качестве основы подойдёт любая достаточно прочная х/б или смесовая нить. Не слишком толстая (не толще 1-1,5 мм) и достаточно прочная. Если её нельзя разорвать руками, она, скорее всего, подойдёт.
Для ткачества поясов я использовала лён, шерсть, пеньку и джут натурального цвета, а также джут, покрашенный мной анилиновыми красителями в тёмно-серый и коричневый цвета. Также присутствовали хлопок и люрекс. Можно использовать для работы над поясом всё, что вам понравится — любые нитки, что есть в доме, тесьму, лоскуты, полоски кожи и даже тонкую проволоку.
Начинаем работу. Раз я тку на подрамнике без поворотного механизма, мне удобнее начать ткать сразу несколько поясов. Я натянула основу сразу на 3 пояса и несколько ручек с боковинами. В качестве основы в последнее время пользуюсь нитками 210ЛШ.
Проходим первый ряд основой сразу через все наши изделия. При ткачестве сумок, поясов и ручек я использую ремизки для ускорения процесса.
Если край пояса планируется сделать не прямым, а, например, уголком или закруглённым, то очень удобно будет воспользоваться шаблоном, вырезанным из картона или тонкого пластика.
Этот мастер-класс предназначен для людей, уже знакомых с азами ткачества, поэтому подробно на начале работы я не акцентирую внимание. Всё приготовлено, начинаем ткать, пользуясь ремизками для создания зева, подбиваем сотканное вилкой или колотушкой, по желанию, я лично предпочитаю вилку. Почему-то не оказалось ни одной фотографии, где я с вилкой в работе.
Один из поясов я делаю с орнаментами в счётной браной технике, два других почти бессистемные, фантазийные, на игре фактур и цветов. (Пояса те, что с шаблонами внизу.)
В браной технике узор создаётся перекрытием более толстыми нитями утка сразу нескольких нитей основы. Это если кратко.
Для начала можно не заморачиваться сложными орнаментами и попробовать соткать пояс из ниток одного-двух цветов, а затем в качестве украшения нашить на пояс, например, кусочки кожи простых геометрических форм.
Параллельно тку несколько вещей — пояса, боковины, ручки.
В бессистемных поясах намеренно не использую косичку, мне кажется, что в утилитарных вещах, таких как пояс, это непрактично, т.к. может цепляться за детали одежды и деформироваться. В этнопоясе с браной техникой стараюсь пользоваться орнаментами, в которых уток не перекрывает больше двух нитей основы за раз, чтобы не было длинных протяжек на лицевой стороне, что, на мой взгляд, также непрактично (но, может быть, я и перестраховываюсь). Для большего разнообразия фактур ввожу в работу лоскуты. Полоски ткани вкладываются между передним и задним рядами основы, затем просто плотно забиваются.
В поясах со счётным орнаментом важно соблюсти пропорции, контролируя с сантиметром в руках размеры каждого цветового фрагмента, чтобы всё было уравновешено, и пояс при этом получился нужной длины.
На нескольких вертикалях, где боковины нужной длины уже сотканы, решаю соткать ещё по кулону. Для этого опять же понадобится шаблон. У картонного шаблона две функции — создать запас основы для завязывания и задать форму низу кулонов.
Итак, пояса нужной длины сотканы, кулоны готовы. Срезаем изделия с подрамника. Снизу ножом, сверху ножницами.
Завязываем нити основы попарно или по 4.
Не отказываю себе в удовольствии полюбоваться сотканным.
Теперь любуемся только поясами и кулонами.
Очень люблю разглядывать изнанку, она часто бывает не менее интересной, чем лицо.
Обвязываем пояса и кулоны прочной нитью крючком столбиками без накида. При обвязке вторым рядом делаем одно пико через каждые 7-8 столбиков.
Создаём крючком петлю для застёжки, также обвязываем её столбиками без накида. Размер петли должен соответствовать размеру пуговиц.
Обрезаем лишние нитки на изнанке, оставляя по 1-1,5 см.
Слегка отпариваем с изнанки.
Пришиваем пуговицы.
Выкраиваем из плотной ткани подкладку поясов и кулонов.
Примётываем подкладку.
Пристрачиваем подкладку.
Удаляем намётку, наши пояса готовы. По задумке носить их можно как на бёдрах, так и на талии, при этом «лишняя» часть создаёт дополнительный декоративный эффект. Застёгивать их можно на разные стороны. Кулоны также посажены на подкладку, сверху к ним пришиты верёвочки, связанные крючком воздушными петлями.
Убеждена, что утилитарные вещи могут и должны быть красивыми и необычными. Надеюсь, этот мастер-класс будет интересен и полезен всем ткущим, возможно, вдохновит кого-то на изучение ткачества. Экспериментируйте, выдумывайте, творите!
Буду рада комментариям, с удовольствием отвечу на вопросы.