Долго я собирался и все-таки собрался! Небольшой МК по маслу. Простенький этюдик с фруктами, нетребующий каких-то особых навыков и умений.
Зовут меня Логинов Илья Александрович, и помимо творческой работы я вот уже 7 лет преподаю в ДХШ №1 г. Астрахани - веду вечернее отделение для взрослых, от 18 и до 65 лет.
Итак! Что нам понадобится:
1. Холст. Начинающим лучше использовать покупной, уже загрунтованный холст на картоне или на подрамнике. Формат примерно А3 - А4. Я использовал более крупный холст размером 30 на 50 см., исключительно для большей наглядности))))
2. Краски. Опять-таки, начинающим я бы рекомендовал краски фирмы "Гамма", серии "Студия". Во-первых, достаточно бюджетный вариант. Во-вторых, для новичка они, как бы это сказать, понятнее что-ли... В общем, с профессиональными красками лучше не связываться. Пока не связываться)))
3. Кисти. Плоская натуральная щетина четных номеров, №4, №6, №8, №10, №14, №20, мелкие номера можно продублировать щетиной искусственной.
4. Палитра. Для начала подойдет прямоугольный кусок фанеры, обклеенный с рабочей стороны прозрачным скотчем. Почему фанера? Цвет дерева достаточно нейтрален и по цвету, и по тону. Если палитра светлая - любой, подобранный нами цвет будет казаться темнее, чем на самом деле. Если палитра темная - наоборот, любой оттенок покажется нам светлее, чем он есть. Размер палитры примерно А3, можно больше, но не меньше!!!
5. Прочее, но не менее необходимое: Масленка. Разбавитель, №2 или №4, продается в худ. магазинах, если не боитесь запаха можно использовать обычный уайт-спирит или живичный скипидар. Мастихин, не очень большой и не очень маленький, средний))) И, САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! побольше хлопчато-бумажных тряпок!!!
Ну, вроде все! Можно начинать... Хотя нет, вначале нужно правильно оборудовать наше рабочее место. Холст должен находиться на уровне глаз, палитра перед нами или под правой рукой (если вы левша, соответственно под левой). Палитра! Важно правильно выдавить краски на палитру. На уголок выдавливается белая, далее по одной стороне все теплые цвета, по другой все холодные. Ну вот теперь точно все! Можно начинать!))) Имеем вот такой простенький натюрморт:
И вот такой вот конечный результат:
Итак, первый этап, предварительный рисунок и подмалевок. Рисунок выполняется непосредственно кистью, охрой красной или умброй. Далее следует подмалевок. Подмалевок выполняется без белил, жидко, по-акварельному разведенными красками. Для чего он нужен, этот самый подмалевок? Во-первых, чисто технологический момент - для лучшего сцепления красочного слоя с холстом. Ну и во-вторых, задаем будущий тональный и цветовой строй нашей работы. Часто начинающим художникам трудно подобрать цвет и тон, любой мазок на белоснежном холсте кажется им очень темным. Подмалевок позволяет решить эту проблему.
Второй этап, приступаем собственно к живописи! Широкой кистью прописываем фон и переходим к предметам. Немаловажный момент - фактура и направление мазка. Фон мы пишим более гладкими, легкими мазками, предметы более рельефными, пастозными (от слова паста). Т. е., предметы должны как бы выступать на поверхностью. Направление мазка! Мазок должен подчеркивать форму предмета. Если мы пишим вертикальную плоскость - мазок вертикальный, или диагональный. Пишим горизонтальную плоскость - мазок по горизонтали. Тот же принцип, тоько на более сложном уровне, мы применяем и на предметах.
В принципе, на этом можно было бы и остановиться. Для этюда этого вполне достаточно. Ведь что такое этюд? Это некое первое, непосредственное впечатление от увиденного! И наша задача не потерять это.
Итак, третий и последний этап, для самых смелых! Обобщение и выявление главного. Часто именно на этом этапе губят работу, засушивают. В погоне за точностью в деталях теряется яркость и сочность красок, и та самая свежесть и непосредственность, так ценная в этюдах.
Думаю на это можно остановиться! В заключение несколько типичных ошибок:
1. НЕ ЭКОНОМЬТЕ НА МАТЕРИАЛАХ!!!!!!!!! Многие рассуждают так, это моя первая (вторая, третья и т. д.) работа, она у меня скорее всего не получится... Так зачем переводить деньги на хороший холст, хорошие кисти и т. д. Вот когда я стану маститым художником! Вот тогда.... Запомните! Плохими красками и кистями на плохо загрунтованном холсте, у вас никогда, нет не так, НИКОГДА!!! не выйдет достойной работы.
2. Неправильно выдавленные краски на палитре. Палитра должа четко делиться на две зоны - зона где мы смешиваем краски, и зона где располагаются краски. Многие так спешат побыстрее начать творить, что краски выдавливают совершенно бессистемно, как попало. Еще нюанс - выдавливайте ВСЕ краски что есть и ПОБОЛЬШЕ! Нет ничего более мерзкого, чем необходимость отвлекаться от работы и додавливать краски на палитру, очень сильно сбивает с процесса.
3. Собственно ошибки в живописи. Не стоит увлекаться каким-то одним предметом или фрагментом. Часто начинающие художники зацикливаются на каком-то особенно им полюбившемся предмете и забывают про все остальное. Ведем работу последовательно по всему холсту, так чтоб все предметы находились на одной степени сделанности. Ошибка встечающаяся не только у начинающих, но и профессиональных художников.
4. Разбел. Очень распространенная болезнь начинающих, слишком разбеленный, пересветленные цвет на освещенных участках и рефлексах. Как бороться? Ищем на натюрморте самый светлый участок, подбираем его по цвету и по тону, и в процессе работы используем его в качестве камертона, постоянно сравнивая с ним тот фрагмент живописи над которым мы работаем в данный момент.
Ну вот и все! Удачи всем и творческих успехов!
p. s. Не забудьте тщательно вымыть кисти! Сначала в разбавителе, затем в теплой воде с мылом! Ну и палитру, тоже того... почистить бы надо!)))
Всегда Ваш, Логинов Илья-Саныч.