Предлагаю Вашему вниманию уникальную возможность прикоснуться к древнейшей культуре колыбели азиатской цивилизации, к культуре Китая.
Представляем мастер-класс по традиционной китайской живописи с использованием аутентичных инструментов и материалов, такими же, какими пользовались мастера почти две тысячи лет назад, ведь до сих пор китайцы изготавливают кисти и рисовую бумагу для каллиграфии и живописи вручную по старинным технологиям, заботливо оберегая древние традиции.
На занятии будут представлены традиционные атрибуты китайской живописи.
Рисунок будет выполняться на рисовой бумаге ручной выделки с использованием китайской туши и натуральных китайских минеральных красок, которые обладают уникальными качествами. Материалы и инструменты предоставляются!
Никакой художественной подготовки не требуется!
На занятии поговорим о символизме пиона.
Раскроем тайну его окраски.
Проникнем в суть цветка и нарисуем ее.
Древовидный пион в Китае особо любим и почитаем.
Его считают главой цветов, цветком богатства и чести.
Это растение любимо и по сей день. Пионы высаживают на специальных террасах или клумбах. В жаркое время заботливо прикрывают от палящего солнца циновками.
Пион является символом женской красоты, привлекательности. Он также олицетворяет собой весну .
Приподнесенное в подарок изображение пиона несет в себе пожелание счастья, успехов, богатства и карьерного роста.
Но если пион приподносится в дар девушке, то такой знак внимания несет в себе уже иной, романтический смысл.
Существует поверье, что если повесить изображение с пионами в доме, где есть девушки навыданье, то они скоро счастливо выйдут замуж.
Китайская живопись – это искусство, которое доступно всем, кто в состоянии держать кисть и усидеть на месте около часа времени.
По окончанию занятия у Вас останется завершенный рисунок, на котором Вы проставите оттиск печати с благопожеланием, как последний завершающих штрих.
Китайская традиционная живопись – гохуа, что дословно переводится как «государственная живопись», – древнее и уникальное явление в изобразительном искусстве. Длительная обособленность Китая позволила развиваться культуте и живописи в частности собственным путем.
Китайское живописное искусство кардинально отличается от европейской живописи: в ней нет понятий перспективы, источника света и главная задача – не точное фотографическое изображение предмета, а передача сути, духа, мысли, эмоции, отражение впечатления. Главное не осознать, а непосредственно пережить явление.
Отличны и используемые для гохуа материалы и инструменты. Китайцы выделяют четыре предмета, без которых немыслима живопись, и их называют «четыре сокровища». Это тушь, рисовая бумага, кисть и тушечница.
Следует отметить, что сегодня, как и 2000 лет назад, рисовую бумагу для живописи и каллиграфии, кисти и некоторые особо ценные сорта туши делают вручную по старинным технологиям из натуральных материалов.
Монохромная (черно-белая) живопись тушью была признана одной из высших форм искусства, которое было доступно лишь знатным высокообразованным людям и монахам, последователям учения Дао.
Итак, основной философский источник китайского стиля рисования – даосизм, согласно которому все возникло в результате слияния инь и ян. Инь – негативное, темное, влажное женское начало, ян – дополняющее его позитивное, светлое, сухое, мужское. Гармонию инь и ян обеспецивает ци – явленная форма Дао или глубинная природа вещей.
Задавая ритм композиции, используя взаимодействие проявлений инь и ян, то есть объединяя противоположности, художник передает движение ци.
Истинные мастера гохуа писали свои работы только в умиротворенном состоянии духа, поскольку считали, что душевная дисгармония отражается в картине и пагубно влияет на зрителей.
Черно-белую живопись оценили и последователи дзен-буддизма, используя ее как дзен-упражнение.
Что дает нам сейчас китайская живопись?
Во-первых, занятие гохуа обуславливается полной концентрацией внимания, отрешенностью от внешнего, позволяет быть в настоящем моменте времени, проживать сиюминутные собственные впечатления. Ум успокаивается. В голове не роятся тысячи хаотичных мыслей.
Во-вторых, живопись гармонизирует внешнее и внутреннее по принципу подобия: гармония и покой в душе влекут покой и гармонию в событиях жизни. Умиротворение, равновесие, сдержанность и упорство – это основа. А как говорилось выше, заниматься восточной живописью возможно только в «срединном» состоянии дао.
Растирание плитки сухой туши в тушечнице подобно медитации. Художник обращается к размышлениям о предстоящей работе. Картина уже есть, остается ее лишь явить миру.
В-третьих, гохуа называют пассивным цигун. В процессе занятий китайской живописью работает не только сознание, но и тело. Разум достигает максимума концентрации, тело же наоборот, наиболее расслаблено, что вкупе с определенной техникой дыхания позволяет энергии течь гармонично.
И, наконец, китайская живопись учит находить прекрасное в происходящем, ценить и от души принимать любой результат усилий. И недаром один из мудрых китайских принципов гласит: «Следуй за кистью. Пиши, как пишется».