Решила поделиться с вами небольшим пособием о том, как я делаю объемную живопись мастихином (в данном случае — это рисование пионов) в абстрактно-декоративном стиле :)
Итак, для написания данной картины нам понадобятся:
- Холст (в моем случае 60 х 30 см);
- масляные краски (названия красок: белила титановые, петербургская розовая, фиолетовая светлая, турецкая зеленая, турецкая голубая, голубая фц, ультрамарин светлый, зеленая фц, желтая средняя, неаполитанская розовая);
- разбавитель для художественных работ;
- масло (я использую обычное растительное);
- кисти большая и средняя (плоская и колонок);
- мастихины (рыбка маленький и любой средний);
- тряпки (х/б или любые для домашних дел).
- На начальном этапе широкой большой кистью с помощью разбавителя смачиваем холст (именно, смачиваем), при этом постепенно добавляя краску во влажную среду. Главное, чтобы на холсте не оставалось белого пространства. Прикидываем примерную гамму заднего фона, на который потом будем класть краску, но при этом делаем его не темным, с нежными переходами и пастельными цветами (так как этого требует работа). У меня получился переход от петербургской розовой к неаполитанской розовой, и все это дело разбавила белилами (так как у заказчика была просьба сделать светлый фон).
- Затем обозначаем главные цветовые пятна и набрасываем примерную композицию. Для начала я беру и набрасываю средний тон (у нас это ультрамарин), затем разбавляю его белилами (поскольку мы рисуем нежные цветы), и у нас получается то, что на Рис. 1. Стебли (зеленая фц) на этом этапе обозначать необязательно, потому что большая часть их все равно потом перекроется мастихином, но я решила пометить и обозначить их для себя, также, как и расположение листьев. Стебли я рисовала средней кисточкой.
Рис.1
3. На этом этапе разбавитель уже немного подсох (мы использовали его, чтобы перекрыть цветом холст), и теперь я использую только масло. Беру самый темный тон (голубая фц) и широкой большой кисточкой обозначаю примерное направление лепестков на цветке — все лепесточки сходятся к центру, далее я руководствовалась этим принципом, рисуя бутоны мастихином — а также обозначаем самое темное место (у нас это сердцевина цветка). Рис. 2.
Рис. 2
4. Теперь я беру маленький мастихин «рыбка» (в дальнейшем практически всю работу я буду выполнять им. Несмотря на большой размер холста, мне удобнее всего работать им, пусть и времени это занимает больше, зато так получаются наиболее точные мазки). Начинаю брать больше краски, зачерпывая ее задней стороной мастихина. Использую все те же ультрамарин, голубая фц и белила, и, чередуя цвета, задаю «динамику» листьям. Рис. 3
Рис. 3
5. Теперь мне захотелось более подробно оформить фон. В данной стилистике я кладу краску отрывистыми хаотичными мазками, как бы в виде мозаики. Намазываю краску мастихином буквально, как сливочное масло ножом, для контраста чередуя темные пятна со светлыми, беря те же цвета, что я использовала в самом начале + к ним теперь добавляется фиолетовая светлая. Кое-где пришлось перекрыть стебли, чтобы в мозаике не было сильных дыр. Рис. 4
Рис. 4
6. Снова возвращаюсь к пионам, делая их более объемными и пышными. На этот раз добавляя турецкую голубую, чтобы цвета получались все более нежными. В целом у меня не до конца распустившиеся пионы похожи чем-то на воронку. Рис. 5
Рис. 5
7. Делаю цветок все более фактурным, укладывая каждый лепесток, при этом не забывая о направлении Рис. 6, и добавляя зеленую голубую, чтобы получился бирюзовый цвет. По сути живопись мастихином отличается от обычной тем, что ты не просто рисуешь, а как бы вылепливаешь нужную тебе форму, и за счет созданной фактуры получаешь нужный тебе объем. При этом надо не жалеть краски и, если нужно, иногда даже выдавливать из тюбика прямо на мастихин. Рис. 7
Рис. 6
Рис. 7
По сравнению с живописью кистью у мастихина есть одно преимущество: им легко класть чистые цвета, в то время как кисть со временем начинает писать грязными цветами (если ее каждый раз хорошенько не отмывать в масле или скипидаре). У мастихина же данная проблема решается просто вытиранием грязного цвета о тряпочку и зачерпыванием нового чистого цвета, что заметно ускоряет процесс. Рис. 8
Рис. 8
8. Вылепливаем финальный вариант бутонов, усложняя узор, добавляя белила ближе к центру. Рис. 9. Все также не жалеем краски.
Рис. 9
Более наглядно паттерн укладки мастихином можно посмотреть, если взглянуть на картину сбоку Рис. 10. Узор получился хаотичным, но в то же время упорядоченным — как и, собственно, сами лепестки пиона :)
Рис. 10
9. Прорабатываем фон, добавляя белил, чтобы создать иллюзию еще более светлого фона. Зеленой фц, вперемешку с желтой краской мастихином выкладываем стебли и листья. Финальный вариант готов. Рис. 11.
Рис. 11
Самое главное в работе — не бояться и экспериментировать, играть с краской, пробовать различные варианты и не бояться что-то менять и переделывать, а также быть уверенным, что у вас все получится!
Надеюсь, вам было интересно!
Евгения.