На примере несложного изделия я покажу свой альтернативный метод тиснения без использования поворотного ножа. Он не хуже и не лучше — это просто альтернатива, с которой я работаю уже 10 лет.
Свою работу с кожей я начинал с изготовления ножен. Как правило, это были уже сформованные и сшитые под конкретный нож ножны, на которых выполнить тиснение возможно было только с помощью кардин. Я привык к такому стилю работы и после перехода к кошелькам, сумкам,обложкам и другим изделиям я уже не увидел для себя необходимости осваивать поворотный нож. К моим первоначальным инструментам добавились только ударные штампы, киянка и гранитная плита.
Почти весь мой инструмент самодельный — я делал ножи и выточить железку из гвоздя или болта для меня было совсем не сложно :) При наличии бормашинки, напильника и большого желания вы также можете без проблем сделать базовый набор для тиснения. Но, конечно, не обязательно изобретать велосипед, вполне подойдут покупные инструменты. Для начала можно приобрести что-то недорогое.
Итак, вам понадабится кардина для продавливания линий, это мой основной инструмент. Далее штамп бевелер для отделения фона и фоновый штамп. Киянка и ровное прочное основание, лучше, конечно, гранитная плита, но для начала подойдёт и просто прочный стол (самое оптимальное место — над ножкой стола).
Кожа растительного дубления 1,5-2 мм плюс-минус. Увлажняем кожу кистью или пульвилизатором. Оптимально, когда из-под кардины не выжимается вода при нажатии и вместе с тем кожа хорошо продавливается, при этом линия не расплывается. Опытным путём вы быстро поймёте нужную степень влажности. Для глубокого рельефа увлажняем посильней, а мелкие детали подводим на почти сухой коже.
Картинку я, как правило, подгатавливаю в фотошопе под нужный мне размер и распечатываю на обычной бумаге. Закрепляю бумагу в двух-трех точках кусочками малярного скотча. Шариковой ручкой обвожу все нужные мне линии.
Я не проклеиваю скотчем изнанку — не вижу для себя в этом необходимости, к тому же это изрядно портит бахтарму и поднимает ворс. Как правило, я работаю с толщиной 2 мм, под тиснение делаю припуск по 5 мм с каждой стороны детали, этого достаточно, чтобы компенсировать все поводки и усыхание. Чтобы выровнить в плоскость деталь, я после окрашивания спиртовой проникающей краской ложу сверху небольшой груз — пару книг. Подробней об этом в будующих статьях.
Далее кардиной продавливаю все линии. Можно проходить каждую линию несколько раз, тем самым углубляя её. Поворачивайте кожу, чтобы вам было удобнее продавливать.
Далее отделяю фон бевелером, я использую два: один для глубины поменьше, а потом более широким сглаживаю ступенку, но можно обойтись и одним бевелером.
Оптимально, когда бевелер, да любой другой штамп находится от вас с противоположеой стороны относительно линии, так легче визуально коньролировать процесс. Иногда лучше повернуть деталь, а не выворачивать и не напрягать руку.
Далее, фоновый штамп. Рисунок фона — дело вкуса.
Потом я добавляю немного объема своему тиснению — выдавливаю с изнаночной стороны кожи те места, которые мне бы хотелось сделать более выпуклыми. Для этого кожу с изнанки так же нужно намочить. Но не слишком сильно, иначе все поплывёт — осторожно увлажняйте, пока не почуствуете комфортную вам влажность и поддатливость. После формования с лицевой стороны пройдитесь кардиной, чтобы поправить линии и углубить там, где необходимо.
На покраске в этот раз я не буду останавливаться — пусть это будет в следующих сериях, покраска — своя отдельная Вселенная :)
Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать :) А ещё лучше — попробывать самому! Поэтому смотрите, пробуйте. Если будут вопросы — пишите в комментариях, я постараюсь ответить.
Надеюсь, вы не зря потратили время и что-нибудь вам пригодиться :)