Если вы хотите совершенствовать свои навыки в пирографии или просто не слишком разбираетесь, что представляет из себя сам процесс от голой деревяшки до готового рисунка, то этот мастер-класс для вас.
Начну со специфики нанесения изображения в технике пирографии. Большинство изображений на дереве представляют собой отчётливые контуры предметов, закрашенные чёрные участки, рисунок светотени, т.е. сам предмет оказывается темнее фона, за счёт чего и выделяется на поверхности материала. Но существует и так называемая инверсная пирография, когда выжигается всё вокруг самого предмета. Выжигание белого тигра сочетает в себе оба этих подхода. Такой сюжет будет полезен для оттачивания навыков и поможет лучше овладеть обеими техниками.
Этап 1. Выбираем изображение для будущего рисунка. У меня хранится небольшая подборка хороших сюжетов для пирографии, и там своего часа ждал такой вот белый тигр. Подобных изображений довольно много в интернете. Можно также создать эскиз самостоятельно или выжигать на основе фотографии домашнего любимца, если у вас достаточно навыков и воображения, чтобы сделать мысленно удачную инверсию и перенести это на дерево.
Этап 2. Выбираем и подготавливаем заготовку. В моих запасах обнаружилось несколько круглых заготовок из фанеры, куда отлично вписывается такой рисунок. Вооружившись наждачной бумагой, дерево нужно хорошенько отшлифовать. Чем более гладкой будет поверхность, тем легче будет выжигать, тем точнее будут линии.
Этап 3. Перенос эскиза на дерево. Какими бы замечательными у вас не были художественные навыки и глазомер, но в пирографии довольно непросто исправить ошибку, поэтому нужно наметить основные контуры рисунка. Для этого я обвожу карандашом свою заготовку на листе бумаги и намечаю основной рисунок. Рисунок также можно и просто распечатать на принтере, чтобы результат был более точный. После этого с помощью обыкновенной копировальной бумаги переводим эскиз на дерево. Линии не должны получиться слишком тёмными и жирными, иначе их может быть видно под выжженным рисунком.
Можно рисовать простым карандашом сразу на дереве, но большое количество исправлений, как правило, пачкает дерево, поэтому предпочтительно сначала удостовериться, что рисунок отлично смотрится на бумаге, а после быстро и легко безо всяких исправлений скопировать его.
Этап 4. Подготовка к выжиганию. Дополняем рисунок последними штрихами прямо на дереве с помощью карандаша. Я добавила усы и сделала полоски темнее, чтобы было проще ориентироваться во время работы.
Подготавливаем пирограф. Для пирографа со сменными насадками выбираем ту, что позволит наносить самые тонкие и аккуратные линии.
И, наконец, держим перед собой всё время эскиз. На бумаге, экране монитора или телефона. Необходимо будет периодически с ним сверяться.
Этап 5. Аккуратно обводим нашего тигра по контуру, особенное внимание уделяя усам, и помним, что на рисунке он довольно пушистый, а значит и контур нужно постараться повторить в том же духе. Для этого достаточно прорисовать его с помощью коротких штрихов, имитирующих шерсть. Обязательно сверяемся с рисунком, чтобы выбрать верное направление шерсти.
После этого аккуратно заполняем чёрный фон. Для этого можно выбрать насадку с большей площадью покрытия.
Ваш рисунок совершенно не должен повторять выбранный эскиз до мельчайших деталей. Ничего страшного, если вы нарисуете усы в другом месте или немного подкорректируете форму контура или тигриных полосок. Главное, чтобы это соответствовало анатомии, законам физики и было верно оформлено.
Этап 6. Следующим этапом прорисовываем тигру шерсть. Рекомендую начинать с самых тёмных мест, постепенно их затемняя и сравнивая тон с фоном, который является у нас абсолютно чёрным. Шерсть рисуется тонкими короткими штрихами строго по направлению шерсти, иначе это будет выглядеть скорее как штриховка академического рисунка и совсем не будет походить на шерсть.
Заполняем все чёрные полоски, тёмные места у носа, глаз, усов. Начинаем добавлять более светлые участки шерсти, сверяемся с картинкой, чтобы не напортачить с направлением волосков, участков света и тени. Самые светлые участки заполняем последними.
И помните, должны остаться участки дерева, которых вы не коснётесь вовсе. Не нужно прорисовывать каждый волосок, иначе вся игра света и тени забивается, превращается в кашу, а глазу нужен контраст.
Этап 7. Заключительный этап. Доделываем фон и затемняем левую часть тигра, которая полностью уходит в тень. Плоской насадкой проходимся ещё раз по самым тёмным местам тигра, убирая получившийся на дереве рельеф и делая края мягче. Слегка тонируем глаза. Ошибки, слишком сильные затемнения, окалину на некоторых участках, например, усах, аккуратно можно счистить канцелярским ножом или скальпелем, чтобы они лучше выделялись.
Тигр готов.
Буду рада вашим вопросам и предложениям.