Хочу поделиться своим опытом создания мозаики на стене дома почти из ничего.
Вообще основная моя деятельность связана с фелтингом, но мне нравится работать с разными материалами, и я буду рада, если вы в этой публикации найдёте что-то полезное для себя.
Я создавала работу по своему эскизу и фиксировала процесс на всех этапах, и подумала, что мой опыт может кому-то пригодиться и вдохновить на что-то своё.
Впереди ещё почти целый месяц лета, и можно успеть сделать мозаику у себя на даче или даже внутри дома, как я теперь мечтаю!
Я расскажу про свою последовательность действий и все нюансы, с которыми столкнулась.
Скажу честно, я не читала и не смотрела ничего по этой теме (скорее всего, есть способы сделать всё более правильно и технологично, но я их не изучала). Просто это мой опыт «чайника» и я им делюсь. Сама придумала — сама сделала — сама рассказала.
Что потребуется:
- кусочки керамики (битая посуда, ненужные остатки керамической плитки);
- плиточный клей (выбирать соответственно своим условиям — для наружных/внутренних работ);
- шпатели (у меня был металлический для работы с клеем и несколько небольших резиновых для затирки);
- затирка для швов (так же для наружных/внутренних работ — соответственно условиям);
- плотная бумага (для эскиза и трафарета);
- мел (для переноса рисунка на стену);
- малярный скотч.
Я давно мечтала о мозаике, но как-то всё не доходили руки. А тут примерно с середины осени появилось
Ко всему этому дома тоже собиралась небольшая серия тарелочек и другой посуды в трещинах. У меня дома вся посуда цветная, нейтральной нет, поэтому и «материал» для моей мозаики соответствующий.
На фото ниже не всё, что я использовала. Что-то потом принесли друзья — блюдца с отколотыми краями или плитку, оставшуюся от ремонта в ванной. У мамы в сарае нашлась старая, ещё советская, б/у плитка очень классного синего цвета, что стало основой для фона моей картины.
В общем, собирали всё подряд.
Изделия на фото реально с сильными дефектами, но их не все видно.
Прежде, чем думать над сюжетом, я решила посмотреть — а сколько вообще у меня кусочков каждого цвета. От этого и отталкивалась.
Все эти изделия заворачивала в тряпочку и колотила молотком.
Вот они, мои драгоценные кусочки.
Потом ещё добавилась плитка, и оттенков стало больше. Был момент, когда прикупила даже парочку тарелок в фикс-прайсе, когда мне не хватало каких-то цветов.
Дальше я занялась эскизом мозаики.
А вот, собственно, процесс его создания, и прототип главного персонажа :)
Изначально у меня были наброски в небольшом формате. Здесь я переношу рисунок 1:1.
Размер мозаики 110*85 см.
В цвете эскиз не делала, т.к. всегда цветовое решение держу в голове.
Я делала мозаику на стене веранды частного дома. Веранда кирпичная, стена поштукатурена цементным раствором. Я решила сделать мой рисунок в виде окна — на нем сидит кошка и мечтает о рыбке, рядом стоит ваза с цветами.
На фото ниже видно, какого формата будет моя мозаика. Расположение продиктовано ритмом окошек на стене дома и стенах самой веранды. Это как бы такое фальшивое «окно».
Общего вида не делала, так как дом сам в процессе ремонта.
Вот оно, моё окошечко. И я сразу предполагала, что этот мой эскиз станет одновременно трафаретом для того, чтобы чётко перевести рисунок на стену (поэтому бумагу лучше брать плотную).
Сделала замеры и расположила эскиз на стене. Мелом обвела его границы.
Теперь нужно перенести рисунок на уже подготовленную стену. Я придумала такой способ.
Покажу на примере вазочки.
Как я это делала: вырезала фрагмент из эскиза,
Прикладывала весь эскиз обратно к стене, и обводила контур необходимой детали.
Саму деталь тоже не выкидываем.
На вазочке вырезала сердечко. Таким же образом обвела его контур на стене.
А теперь приступаем непосредственно к мозаике.
Поскольку сначала мне было страшновато работать сразу на поверхности стены и подбирать узор из кусочков как бы экспромтом, я придумала следующий способ переноса рисунка.
Плиточный клей быстро схватывается — примерно за 15 минут, а на жаре ещё быстрее.
Берём деталь (в данном случае, сердечко), выкладываем на ней кусочки в порядке, который нам нравится, оставляя небольшие зазоры между кусочками по 2-4 мм.
Готово.
Теперь берём малярный скотч и заклеиваем внешнюю поверхность, стараясь не сдвинуть ни один кусочек.
Все кусочки фрагмента сидят на малярном скотче. Теперь нужно взять плиточный клей (предварительно подготовить его, согласно инструкции) и шпателем нанести его на поверхность стены именно на этот участок рисунка (консистенция клея, толщина слоя и так далее — всё это делать согласно инструкции на упаковке).
Вот клей, который я использовала.
Но их большое множество. Самое главное — подобрать его для тех условий, в которых будет находиться мозаика. Поскольку у меня это наружная стена дома, я взяла плиточный клей для наружных работ, морозостойкий и влагостойкий.
Такой пакет 5 кг стоил примерно 100 р.
Небольшое примечание — сейчас в строительных магазинах есть много видов клея даже специально для мозаики. Этот клей белого цвета. Он заполняет промежутки между кусочками и сразу даёт эффект затирки между швами. Смотрится приятно. Но учитывайте, будут ли хорошо смотреться белые швы в вашем рисунке, если вы выберете такой клей.
Но я собиралась использовать затирку 2-х оттенков. Поэтому клей взяла обычный плиточный, серого цвета. А затирка была отдельным этапом.
У меня остался примерно 1 кг от этой упаковки.
Итак, я нанесла клей на стену и приложила мой фрагмент. Кусочки мозаики прижала рукой и аккуратно стала удалять малярный скотч. Даже если всё приклеилось не совсем идеально — пока клей не застыл, кусочки можно двигать.
Вот, что получается в итоге.
Ниже, на примере кусочка фона, решила более подробно показать этот процесс.
Я вырезала фрагмент фона. Его я делала такими блоками по частям.
На этой заготовке снова расположила кусочки мозаики. Здесь у меня уже несколько их видов.
Когда результат меня удовлетворил, заклеила всё малярным скотчем.
Намазала стену клеем, приложила кусок мозаики, прижала.
И потихоньку снимаю скотч.
Если положили многовато раствора — например, он выдавливается с краёв или между кусочками — лучше излишки снять. Я пользовалась шпателем и тоненькой палочкой.
Вот так выглядит готовый кусок мозаики.
Дальше всё продолжается в том же духе. Думаю, всё понятно.
Рисунок начинает просматриваться, и работать становится веселее.
Поэтапно я продолжала переносить рисунок на стену с трафарета.
Постепенно я приноровилась к выкладыванию мозаики и стала работать прямо на стене. Намазывала какой-то участок плиточным клеем и из имеющихся кусочков выкладывала узор на поверхности стены уже без таких заготовок на малярном скотче (в границах, которые очертила с помощью трафарета).
Дальше можно увидеть, как продвигалась работа.
На этом этапе я решила, что некоторые элементы рисунка (в основном на мордочке кота) хочу сделать цельными — слепить из глины и покрыть глазурью.
Это совсем не обязательно, но мне так захотелось, и у меня всё для этого было.