Этот мастер-класс будет ещё больше насыщен картинками, чем предыдущий, а рассказазать я вам хочу о том, как делал
недавно Тотем Ворона на заказ. Обычно я делаю тотемных животных в виде явар (ладонных палочек), в этот же раз
заказчик пожелал получить тотем Ворона в виде статуэтки.
Сложность мастер-класса определена как выше средней, так как качество исполнения Ворона требует детальной проработки
перьев. Вообще уровень мастерства на данный момент оцениваю по формуле: чем мельче проработка деталей - тем
выше мастерство. Левша потому и Мастером был, что мог блоху подковать :) Поэтому мастер-класс скорее обзорный,
нежели практический. Но тем не менее, не могу им не поделиться с вами.
Итак, для создания тотема Ворона нам понадобится:
- брусок дерева (в нашем случае это кедр);
- символ (в нашем случае это серебряный "Валькнут");
- камень шунгит 3-4 мм шар (для создания глаз ворона);
- резцы по дереву;
- тушь для графических работ / чернила (для покраски в чёрный цвет);
- средства защиты древесины (масло, воск, лак);
- собранность (т.к. "большие" изделия требуют "большого" же и настроя - у меня это заняло около 60 дней).
По традиции делю повествование по главам, вы же по традиции не стесняйтесь нажать кнопку "Мне нравится!". Полетели!
Этап 0. Делаем эскиз
Начну рассказ с самого интересного - с эскизов. Не каждый раз их делаю, но стараюсь - в интересных и новых заказах.
Сначала вводная была такой: ворон из дерева + валькнут. Получились следующие варианты:
Вариант слева придуман не мной (был предложил заказчику после того, как я получил "добро" от авторов - Мастерской "Руян").
Варианты эти пересмотрели, остановились вот на таком: Ворон сидит на камне (скале), в который вставлен "Валькнут".
Раз уж я начал с эскизов - покажу какие до этого были вороны (их было 2 шт.):
Первый - простенькая явара "Ворон", но с "живым" гематитовым взглядом.
Второй - явара покрупнее "Ворон-2", также с "гематитовым" взглядом и более проработанными перьями. Отверстие под глаз
и улыбка были сделаны не мной, а матушкой-природой: это трещины в породе. Поскольку материал дерева - корень груши (очень твёрдый однако), не факт, что я углубления под глаза я вообще смог бы сделать сам. Как говорится, удачно "привязался к местности".
Сейчас же на очереди третий Ворон! Посмотрим каким он получился и самое главное - как! Ка-а-ар! Взлетаем!
Этап 1. Вырезаем контур фигуры
Видите как быстро! И всё понятно :) На самом деле ничего сложного тут нет: нанесли рисунок на деревянный брусок и обстро-
гали брусок по контуру рисунка. Стружку можно еще занюхнуть в знак завершения начального этапа - кедр очень ароматное
дерево! Всю стружку от изделий давно уже складываю в отдельный пакет в надежде выбраться на дачу и, никуда не спеша,
всю её предать огню, насладившись ароматом разнодеревной стружки! Но мечты мечтами, а пока фотографии:
Этап 2. Проработываем перья
Прорабатываем пёрышки крыльев, спины, груди и хвоста + намечаем лапы + делаем углубление в основании под символ.
Процесс трудоёмкий, поэтому 10 подходов через день-два. Но и результат, конечно, приятно радует глаз. Смотрите сами:
Этап 3. Прорезаем всё остальное
Режем второе крыло Ворона + доделываем хвост:
Деталлизируем лапы, делая их более птичьими + придаём скале-основанию эффект обтёсанного камня со сколами:
Прорабатываем второе крыло + пространство между крыльями и телом Ворона (внизу):
Всё! Ворон прорезан, аплодируем сами себе, включаем любимую музыку, танцуем.
А, чуть не забыл! Везём Ворона на работу, показываем коллегам, узнаём от них, что "перья классыне, но голова не ворона",
возвращаемся домой, продолжаем творить, забыв что они там нам наговорили!
Этап 4. "Примерка" глаз
Полукруглой стомеской подходящего размера вырезаем углубления для глаз-камней.
Делаем "примерку" глаз.
Камни подходят. Извлекаем их из глазниц, включаем музыку, достаём абразивные шкурки.
Этап 5. Шлифуем поверхность фигуры
Убираем шкуркой неровности, шлифуем заусенцы:
Этап 5. Покраска или "танцы с бубном"
Теперь нам надо покрасить нашего Ворона в чёрный цвет. Самым простым путём было бы найти хозяйственный магазин, в
котором продаётся неводная (спировая) морилка чёрного цвета, но так как: во-первых такой магазин не так-то просто найти,
а во-вторых, мы не ищем лёгких путей - делаем следующее:
- покупаем в магазине канцтоваров чёрные чернила и покрываем ими Ворона при помощи кисточки.
По-моему, я покрывал дважды (2 слоя = 2 подхода), уже не помню. Но проблема в том, что поверхность пачкалась - что нас
совершенно не устраивает. Вот тут-то и начались "танцы с бубном". Но прежде, чем доставать бубен и танцевать - смотрим цветные картинки - Ворон-то хоть и пачкается, но уже красивый однако!
Покрыл воском - всё равно пачкается. Гулять, так гулять - достаю недавно купленное и активно нахваливаемое специалистами
по изготовлению деревянных рукоятей для ножей финишное покрытие - датское масло.
Покрыл им только одно крыло для сравнения получаемого оттенка с чернилами. Результат очевиден: цвет стал "погуще", насыщеннее! То, что нам и надо.
Покрыл Ворона датским маслом целиком. Пачкаться он стал меньше, но всё равно пачкается. Наверное, если бы у меня было время, я бы покрыл фигурку еще пару-тройку раз маслом, но сохнет он 5-6 часов и времени на это нет. Бегу в магазин за лаком
(хороший повод прикупить новых материалов) и (о, чудо!) нахожу непахнущий быстросохнущий лак специально для дерева.
Наношу в один слой - и убираю бубен под стол. Всё! Пляски кончились! Красим скалу-основание темно-коричневой краской-
морилкой и вставляем ему глаза-камни (вставляем без клея, в последнее время мне это всё чаще удаётся).
Тотем Ворона готов!
К сожалению, фотографий финальной версии Ворона нет (по цвету имею ввиду), поэтому прикладываю фото ворона с покрытием чернилами.
Это была интересный заказ, из которого получился мощный мастер-класс, я считаю. Благодарю вас за внимание!
Жду ваших комментариев. Всего вам хорошего!
Искренне ваш, Олег Шаманович Тотемов.
Мастерская "7Я*Шамана"