Предлагаю вашему вниманию мастер класс на тему лесного единорожика :)
Перечень материалов у меня достаточно стандартный: рабочая поверхность (кафельная плитка, бумага), пластика, пара стеков и скальпель, фимо-гель, одна бисеринка, основа для броши, краски акриловые и сухая пастель, матовый лак. Ничего такого, чего не найдется в хозяйстве у большинства полимерщиков.
Все начинается с эскиза.
Хотя нет, не с эскиза — идеи :) Сначала в голову приходит мысль «А не сделать ли мне единорожика?», потом она обрастает подробностями: «Белого. Лесного. И чтоб растениями обвит был!», потом, уже над листом, начинает еще больше обрастать...
В итоге устраивающий меня эскиз выглядит так:
Я рисовала и стирала несколько раз, пока не вышло вот так. У единорога должен быть высокий постав шеи — «оленья шея», как у ахалтекинцев, — узкая изящная морда, витой гнутый рог (гнутые мне почему-то нравятся больше, чем прямые)... Если сравнивать с точки зрения законченной работы, вышло очень похоже, только морда другая. В процессе я с эскизом не сверяюсь, делаю, как покажется лучше уже на полимерке, а не на бумаге.
Для единорога я взяла белую Фимо Софт, раскатала на самой широкой толщине паста-машины и положила на рабочую поверхность. Потом прикатала маленькой стеклянной бутылочкой лист и обвела карандашом контуры единорога, переводя на пластику.
Поскольку пластика белая, то еще до этого пункта началась отчаянная борьба с пылинками, ворсинками, пушинками и всем-всем-всем тем, что так любит налипать на белую пластику! Я переодевалась в чистую майку с короткими рукавами, мыла руки, протирала их влажной салфеткой, протирала салфеткой все, катала в руках и на паста-машинке «мусорный» кусочек белой пластики, чтобы собрал на себя ворсинки-пылинки-следы от другой пластики... Ну да всем, кто работает с коварным белым, это знакомо.
Вот — после вырезания скальпелем контура. Во лбу торчит задел на рог (как потом выяснилось, зря, крепила я рог, срезав этот задел), за ним — то, что станет дальним от нас ухом единорога.
А дальше — черновой объем. Срезала лишнее, положила недостающее. В целом, сгладила я края шеи сзади и спереди — лошадиная шея в этих местах утончается, сверху она вообще шириной с гребень гривы, снизу чуть побольше — верхний край морды, добавила то, что станет ноздрей и ганашем (щекой). А также мышцы шеи. Единорожик пока совсем не симпатичный и похож на неаккуратное экорше.
Так же черново, наметочно сглаживаю это экорше в нечто монолитное. Использую для этого оранжевую силиконовую кисть — она довольно жесткая и хорошо сюда подходит. Излишки снимаю другим стеком, а то шея толстовата, видимо, радуги очень питательные в этом волшебном лесу.
На переднем плане валяются обрезки от рабочей пластики, которые еще могут пригодиться; на заднем — мусорные кусочки, чтобы собирать сор с рук и рабочей поверхности.
А вот эта лужица в верхнем левом краю — это чудодейственная вещь, фимо-гель. Мне кажется, он может все. Если не все, то многое.
В данном случае я использую фимогель, чтобы убрать шершавость и сгладить поверхность единорожика. Он уже вполне обретает лошадиные черты — местами с анатомией лошади я обошлась очень жестоко, местами — стараюсь соблюдать.
На фото видно, какие инструменты использовались на даннем этапе — жесткая кисть, мягкая кисть для сглаживания, верный скальпель и стек-дотс. Ну как у всех, 30 стеков, а нужнее всего ну максимум штук пять! (но остальные 25 тоже очень, очень нужны; пусть будут, должны у меня быть).
Беру дотс и ковыряю лошадке черепушку, чтобы сделать дырочку для глазика. Важно слишком глубоко не проковырять, доставать неудобнее, чем притопить.
Вставляю глазик, намечаю веки... Получается какой-то абсолютно несуразный лягушонок :)
А что у нас в качестве глазика? Бисеринка. Вот это— обувная коробка с запасами бисера... При том, я не работаю с бисером в полном смысле этого слова — не вышиваю и не плету. Использую как реквизит или как глаза для тварюшек :) В коробке в основном китаец, немного чеха, и японец тоже где-то есть. Китаец, конечно, страшненький, поэтому в ловцах, например, я бисер тоже не использую; зато из него, такого вразнобойного, можно подобрать подходящий глаз.
Если долго-долго-долго... Словом, я долго-долго делала глаз, пока меня не стал хоть примерно устраивать результат. Тонкие колбаски то налепляла, то убирала, сглаживала, и снова переделывала. Инструменты — самый маленький дотс и скальпель.
Заодно переделала ноздри — сгладила имеющееся и примазала поверх еще одну изогнутую колбаску, тупой стороной скальпеля прорезала рот. Сейчас буду делать губы.
Вот они, тонкие колбаски, которые буду примазывать.
Местами работа аж блестит от фимогеля, иногда он слишком растворяет верхний слой, и работать с кремообразной пластикой становится неудобно. Лечится аккуратным удалением излишков геля салфеткой или стеком.
Нда. Как с глазом. Несколько раз переделала и перемазала, пока результат не стал в целом устраивать. Заодно протерла плитку вокруг влажной салфеткой, убирая потеки и ошметки; и аккуратно гибким лезвием подрезала шею снизу.
Итак, основа уже относительно чистовик — все проработано и заглажено, и пора имплантировать нашему грустному носорожику рог!
Рог — скрученная колбаска той же белой полимерной глины, основание которой тщательно примазано ко лбу коня. Из-за этого красивые витки в основание смялись и истончились, и пришлось чинить их, накладывая отрывки колбасок поверх.
Начинаю делать гриву. Не сложно — скатала колбаску, прилепила, изогнула покрасивее — но довольно муторно.
Единорог оволосился. Можно приступать к наведению растений. Полимерная глина — Артефакт Шифон Зеленое яблоко и Артефакт Кленово зеленый. Забегая вперед вторую я не использовала в итоге, еще раз забегая — это я зря, лучше бы использовала.
Вот как-то так. Скатала, уложила, прилепила. Пару листиков вырезала из такой же колбаски, но сплющенной на лезвии.
Решила, что единорогу надо пару цветков в гриву. В ходу все тот же Артефакт Шифон, цвет Альпийский лед. Шифон, если что, это их линейка полупрозрачной цветной глины мягких, приятных оттенков; мне они очень нравятся.
Почти итоговый результат. Цветы из мелких лепестков и еще более мелких тычинок — второго ряда лепестков— в гриве, нижний — чистый цвет, верхний — немного смешан с розовым. Единорог затонирован натертой сухой пастелю, брала темно-зеленый, светло-зеленый и белый (чтобы смешать совсем светлый) цвета. С чисто-белой мордой, на мой взгляд, он будет смотреться смазанно-скучно, как одноцветное пятно.
Такой единорог отправляется на запекание.
А вот таким я его достаю. В раскрасе морды есть что добавить, но это потом, сначала надо оформить его целиком как брошь.
Первым делом рожик отправляется вот сюда. Эта малосимпатичная, но практичная конструкция по сути своей — сильно урезанный куб для шлифовки, чтобы не уделывать рабочий стол пылью и обрезками. Но шлифовать тут совсем не много — по сути, уточнить края — где-то они могли остаться острыми, где-то не стертый фимогель превратился в бахрому... Подрезаю края скальпелем, подшлифовываю мягкой наждачкой, смочив боковины водой, благо недокуб воды не боится. Так же слегка подрезаю коню рог — стараюсь, чтобы кончик выглядел острым, но на деле им не был, и совсем уж тонким тоже не оставляю.
А потом конструкция просто отправляется обратно на свое место на полке рядом, а рабочий стол чист :)
На фимогель сажаю основу для броши подходящего размера и цвета. Фимогель наливаю только на ту часть спинки, где не будет крепления иголки — иначе он затекает внутрь крепления, на котором иголка крутится; затрудняет ее движение, а выковыривать запеченный фимогель оттуда совсем невесело.
Вот в таком пакете единорожик отправляется запекаться. Двадцать минут на фимогель.
А теперь начинается самый мною нелюбимый этап. У очень многих есть этап работы, к которому испытываешь разные.. негативные чувства. Вот я не люблю оформлять спинки следующим образом, особенно у брошек. С кулонами все чуть попроще, там не надо обходить застежку.
Итак, беру еще кусочек той же белой глины, раскатываю в пласт толщины, которая кажется мне подходящей для спинки конкретно этой броши...
...прорезаю в нем дырочку по форме крепежа иголки и надеваю пласт на иголку. Тут надо не забыть смазать фимогелем спинку до того, как надевать пласт.
Прижимаю пласт вплотную к броши, прорезаю его вокруг второй части основы. Где-то на этом этапе я обычно надеваю перчатки — обычно я работаю без них, потому что большая часть работы ведется вообще стеками, а не пальцами; но сейчас я прижимаю все именно пальцами, немного помогая стеком в тонких местах.
Скальпелем обрезаю пласт вокруг, отступая от краев броши.
...и начинаю долго, муторно примазывать и сглаживать пласт, идя от центра к краям. Сначала — место над основой для броши, чтобы потом спокойно застегнуть иголку.
Края должны ровно, сглаженно примыкать друг к другу, чтобы ничего никуда не выступало. А пласт, зараза, то и дело елозит туда-сюда, не слушается, гнется не туда и куда-то рвется... Короче, не люблю, очень. Но делаю! Потому что, во-первых, надежно — основа для броши крепится намертво и придется разломать брошь пополам вдоль, чтобы ее вырвать. Во-вторых — приколотая брошь потом меньше торчит и лежит лучше — самая выступающая часть спинки, ушко, за которое заводится игла — в итоге получается утопленной в пласт глины и меньше оттуда торчит.
Но нужно не перестараться, а то может выглядеть некрасиво; и игла будет с трудом застегиваться — между ней и самой брошью останется мало места для ткани.
Итог моих мучений. Даже как-то оттекстурирован. Тут я еще затонировала пастелью морду и уши, чтобы с передней частью не констрастировало, но на этом этапе не отсняла.
Третий раз запеченный рожик рядом с очень важной и нужной штукой.
Кроме запекания, я еще повторно подровняла ему края, подпилила, подрезала, чтобы все везде ровно лежало. Тщательно помыла с фейри — сухая пастель в незапеченную глину въедается намертво, и мытье ей не страшно.
На обезжиренную лошадку лучше ляжет краска, заодно смоется все лишнее.
...и вот за этим нужна вот это штука. Это подставка, чтобы раскрашивать брошки, у которых уже есть застежка, лежащими ровно. Застежка кладется в вырезанный проем, и брошь лежит ровно. У меня таких подрезанных крышечек несколько штук, под разные размеры основ для брошей.
Достала из холодильника чудесное изобретение — влажную палитру. Масткр-класс по ней есть здесь же, на Ярмарке Мвстеров; там же мне посоветовали использовать для застилания палитры не кальку, а пекарскую бумагу. И да, отлично работает.
По палитре можно проследить несколько прошлых работ :)
Начинаю красить (расписывать? тонировать) лошадку. Стебли растения кажутся мне слишком бледными — все-таки не рассчитала, что из-за диаметра в миллиметрах пластика получится совсем бледной. Поэтому я аккуратно пройдусь тоненькой кистью по верху стеблей и сделаю ярче, не прокрашивая их целиком.
Ну вот, как-то так. Пришлось почти целовать работу в процессе, уткнувшись в нее носом, вижу я так себе. Но кисть вроде не соскочила и не замазала ничего лишнего. Успех.
Вдобавок покрасила верхний ряд лепестков верхнего цветочка в голубой.
А вот и дальнейшее. Поправила тонировку на ушах и ноздрях, в целом кончик морды. Добавила ее вокруг глаза, сам глаз обзавелся двумя бликами.
У настоящих лошадей в этих местах — вокруг глаз и на кончике морды — шерсть истончается и проступает кожа. У светло-серых лошадей (ошибочно именуемых белыми) их белость — просто очень ранняя седина; а рождаются они темными и кожа у них на самом деле черная, вот и проступает. У редчайших белорожденных или очень-очень светлых коней редких мастей кожа розовая, а кончик морды и морда вокруг глаза — тоже, собственно, розовые.
Исходя из этого, можем установить, что кожа этого единорога — зеленая. Ну, нормально для лесного выдуманного рогатого коня.
И напоследок тонирую рог. Сложной смесью из золотого, серебряного, белого и зеленого цветов; кончик делаю более белым, основание— более зеленым. Итого получается то ли шампань, то ли цвет кости.
В целом, на этом внешний вид единорога закончен. Осталось хорошо просушить акрил, отлакировать, запечь лак (у меня цернит запекаемый) и устроить уже полноценную фотосессию.
Акрил совсем высох, и на свет появляются вот эти неведомые штуки. Тоже очень важная вещь.
Подставочки для лакировки. Работа крепится на кусок пластилина, предварительно погретого и размятого, и большей своей частью торчит в воздухе — это позволяет промазать лаком и боковины работы, не боясь случайно прилакировать ее к поверхности. Цернит такого особенно не прощает и становится белесой, облупившейся пленкой в месте стыка при попытке оторвать работу от поверхности. Главное — потом пластилин тщательно с работы убрать.
На фото единорожик с дальней родственницей — я обычно лакирую несколько штук сразу, удобнее, чем каждую по отдельности. Два слоя на две стороны — это четыре подхода.
После брошки отправляются вот сюда.
Полочка-сушилка, закрытая от пыли и кошачьей шерсти обычной шалью. На полке под ней лежит акрил и одна из коробок с полимерной глиной.
Да, шкаф расписан, акрилом, мною, несколько лет назад, очень неумело, зато очень вдохновленно :) Мне все равно нравится, не смотря ни на что. Цветной и веселый.
После четырех лакировок единорожик идет запекаться для закрепления лака. И все — готов! Пора доставать фотофон и реквизит...
Промерила — 3,5 на 3,7 см, не считая рога. Не сказать, чтобы совсем уж крошка, но и не большой.
Спасибо всем, кто дочитал и долистал эти все бесконечные фото! :)
Всем добра! :)