Предлагаю вашему вниманию свой мастер-класс по созданию нежной акварели «Синица на цветущей ветке».
За окном февраль, проглядывает солнце, по-весеннему поют птички. Хочется весны и тепла, согласитесь! На этом мастер-классе будем создавать весеннее настроение с помощью лёгкой и воздушной акварели. Такой игривой и непредсказуемой, но такой эффектной и очаровательной.
Для работы нам понадобятся:
- Акварельные краски (кадмий жёлтый средний, розовая, ультрамарин, индиго, желто- зелёная, сиена натуральная, умбра, серая Пейна). Названия цветов ориентированы на «Невскую палитру».
- Палитра для смешивания красок.
- Кисти. Беличьи круглые, синтетика тонкая для проработки мелких деталей, широкий флейц для смачивания бумаги.
- Пластиковая или стеклянная подложка для бумаги.
- Тряпочка под размер акварельного листа.
- Акварельный лист торшон, А5. В этом мастер-классе использован гознаковский торшон. Можно взять и других производителей, европейские Fabriano, Sanders Waterford и др. Они лучше держат влагу. Но для этой работы нам достаточно и обычного торшона производства «Гознак».
- Тряпочка или салфетка для промокания кистей от лишней воды.
- Ёмкость с водой.
- Карандаш
- Ластик, клячка.
- Референс. В идеале, нужно писать с натуры. Однако, птичка-синичка — существо подвижное и сидеть ее не заставишь. Да и доступ в художественные классы с чучелами разных животных есть не у всех. Поэтому будем ориентироваться на фотографию. Нам это нужно для уточнения деталей птицы, цвета ее оперения, рисунка пёрышек. Можно распечатать, можно открыть на планшете, телефоне или компьютере. Референс взят из интернета.
1. Определяемся с композицией. Намечаем карандашом форму птицы, основных веток, цветочного соцветия. Обращаем внимание на рисунок перьев птицы. Синица на ветке и соцветие на переднем плане — центр нашей композиции. Их нужно проработать более тщательно. Важно сильно не давить на карандаш, иначе он будет проглядывать через акварель.
2. Все основные формы намечены. Мы поняли, где у нас и что будет располагаться. Теперь нужно ослабить карандаш клячкой. Можно слегка пройтись стиралкой. Главное, не затереть бумагу, иначе пигмент в затертых местах будет сильно впитываться, и получится неравномерное распределение краски.
После этого намачиваем тряпочку, подготовленную под размер листа. И кладём тряпочку на подготовленный ровный пластик или стекло. Сверху на тряпочку кладём смоченный лист бумаги. Тряпочка необходима для поддержания уровня влажности. Расположение листа — горизонтальная плоскость (на столе).
3. Начинаем работать с цветом. Сразу оговорюсь здесь: учитесь чувствовать цвет. Далее я не буду сыпать терминами и названиями красок, в которых начинающий акварелист может запутаться, да и конкретного цвета может не оказаться под рукой. А если вы работаете с палитрой зарубежного производителя красок, то там цвета могут отличаться, имея одинаковые названия, или вовсе называться по-другому. Поэтому будем оперировать простыми словами: «синий», «жёлтый» и в том духе. Итак, приступим.
Начинаем прокладывать фон. По мокрой бумаге краски хорошо растекаются. Для передачи теплого и весеннего настроения мы будем использовать тёплые и весенние цвета. Да, так просто :) Мы не будем повторять цвет референса, так как наша задача — тепло, свет, весна. А референс имеет немного другую цветовую гамму, хоть и тоже показывает весну. Дело вкуса. Подглядывая в референс на расположение веток и соцветий, добавляем в фон жёлтый, желто-зеленый там, где хотим изобразить молодые листики, розовый цвет — там, где у нас будут цветы. Для фона используем круглую большую беличью кисть. У меня это номер 9 (Гамма, серия «Классика»)
4. Птицу пока не трогаем, но добавляем коричневатых веточек тонкой кистью на дальнем плане. Берём коричневый, желтый, немного фиолетового для того, чтобы веточки получились разными, живописными и при этом вписывались в общую цветовую гамму нашей акварели.
5. К этому времени бумага начинает подсыхать, и мы переходим к проработке нашей синицы. Влажной кистью (можно синтетикой) вводим тёмно-синий на крыло, учитывая белые промежутки между рядами перьев, на голову и клюв, хвост. Делаем жёлтую грудку. Не забываем про рефлексы (цветовосприятие соседних предметов другого цвета). Другими словами, если рядом с красной вазой положить зелёный лист, то часть зелёного цвета передастся вазе, и наоборот) поэтому внизу у синички с желтыми будет немного коричневого от ветки, а спереди на грудке будет немного совсем розоватого. Я переднюю крупную ветку делала в самом конце, поэтому рефлексы на синице добавила также в конце.
5. Когда синичка немного подсохла, берём тонкую синтетику и начинаем прорабатывать более детально пёрышки, клюв, глаз. Не забываем про то, что это не копия фотографии, а живопись, и главная задача — передать основные черты, сходство с натурой. Добавляем темно-серо-синим лапки, обращаем внимание на когти, то, как синичка держится лапами за ветку. Также обратите внимание на распределение света и тени на этих лапках.
6. Добавляем тень на животе птицы, под крылом. Помним о том, что предмет имеет объем. В данном случае, форма тела напоминает шар. Поэтому вся грудка птицы не будет жёлтая. Она где-то будет светлей, где-то темней, с рефлексами. Важно также не делать резкими края. Предмет (птица) имеет форму, и форма эта округлая.
7. Переходим к проработке соцветия на переднем плане. Розовый — нежный, лёгкий, весенний, на мой взгляд, очень гармонично смотрится и вписывается в общую гамму картины. Прорабатываем цветочки. В розовых тонах. В тени добавляем немного синевы.
8. К тому моменту, как мы проработали синичку, у нас высох фон. Отмечу, что акварель имеет свойство высветляться после высыхания, поэтому необходимо добавить ещё цвета в фон. Смачиваем его, обходя саму птицу и главное соцветие, находящееся перед синицей. Усиливаем желто-зеленый оттенки, цветы, ветки.
9. Также не забываем о бутонах на ветках и зарождающихся молодых желто-зеленых листочках. Прорабатываем основную ветку, на которой сидит синичка, в коричневой гамме. Учитывая цветочно-розовое окружение, вносим на ветку совсем чуть-чуть розовиночки. Помним про рефлексы на синице.
10. Ещё раз уточняем все детали, проверяем, все ли изобразили, что хотели. Перья, глаз уточнить, когти птицы, цветы. Когда все готово, ставим свою подпись.
После того, как работа полностью высохнет, ее можно оформить и повесить на стенку, подарить маме, бабушке. Это отличный весенний подарок!
P.S. В этот раз я не стала делать видео, чтобы у вас была возможность наглядно, без тыкания кнопок Play и Pause увидеть поэтапно ведение работы акварелью. Благодарю всех за внимание. Буду рада обратной связи.
С уважением, Виолетта.